Меню

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ

 

Классный час: "Учимся строить отношения"

 

Цели занятия:

 

Цели: познакомить учащихся с понятием «конфликт», причинами его возникновения и возможными последствиями, подвести к необходимости людей договариваться между собой, соблюдать общепринятые нормы, правила;

рассмотреть понятия: выбор, правило, конфликт, ответственность;

формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации;

развивать творческие способности, навыки участия в дискуссии, сотрудничества;

формировать толерантное отношение к другим мнениям, воспитывать уважительное отношение к людям.

Развитие навыков коллективной работы.

 

Ход занятия

 

Весь класс делится на три группы.

 

1) Мотивация: учитель задаёт ситуацию - провокацию. К доске выходят два ученика. Им дается задание быстро и красиво нарисовать здание.

 

Ученики начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать всё сначала, потому что ученики допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает ученика и выдвигает всё новые и новые претензии: здание должно быть объёмным, а не плоским, крыша - современная и т.д.

 

Затем учитель даёт возможность закончить рисунок. После чего он сообщает, что всё равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет. Школьники после выполнения данного задания были очень рассержены.

 

В. Почему?

 

В. Что произошло в данной ситуации? /Конфликт/

 

В. Почему рисунок не получился? /Комментарии уч-ся. "Плохо объяснили", "Ученики не поняли"./

 

В. Что не было сделано до начала работы? / "Не обговорили правила выполнения рисунка"/

 

В. Можно было избежать конфликта? / "Можно"./

 

В. Как?

 

Уч-ся должны понять, что результаты работы зависят от установленных правил. Рисунок не получился, потому что не договорились, что и как необходимо рисовать.

 

2)Работа с понятиями. Задания группам.

 

1-я группа. Уч-ся получают задание: сформулировать определение понятия "правило". Должно получиться определение: "Правило - это положение, отражающее закономерность, устанавливающее порядок, норма поведения". Могут быть другие варианты, главное, чтобы смысл слова не менялся.

 

2-я группа. Уч-ся получают задание: сформулировать определение понятия "соглашение". Должно получиться определение: "Соглашение - взаимное согласие, договорённость. Договор, устанавливающий какие-нибудь условия, взаимоотношения, права и обязанности сторон". Могут быть другие варианты.

 

3-я группа. Уч-ся получают задание: сформулировать определение понятия "конфликт". Должно получиться определение: "Конфликт - столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой". Могут быть другие варианты.

 

3)Затем весь класс обсуждает конфликтную ситуацию.

 

"Два 9-х класса решили провести между собой КВН по черчению. Учитель заранее объяснил учащимся, какие будут задания и на какую тему, а также критерии оценок. Классы также знали, кто входит в состав жюри, 9А класс при подготовке к КВНу проявил творческие способности и тщательно готовился к этому мероприятию, привлекая даже родителей. 9Б класс отнесся к подготовке очень несерьёзно, надеясь на сильных учеников. В результате игры победил 9А класс. 9Б был очень обижен и рассержен, обвиняя жюри в необъективности. Между командами завязался спор. Страсти накалялись. Началось выяснение отношений, которое переросло в драку. В ситуацию вмешался учитель, проходивший мимо. В результате настроение было испорчено. На следующий день произошёл неприятный разговор в кабинете директора".

 

В. Как можно охарактеризовать данную ситуацию?

 

В. Почему возник конфликт?

 

В. Что можно было сделать для того, чтобы избежать конфликта?

 

(Комментарии учащихся).

 

4) Далее школьники работают в группах и выполняют конкретные задания. Необходимо найти пути разрешения конфликта. Можно ли было его избежать?

 

Ситуации для обсуждения.

 

1-я группа. "Однажды на уроке физики учитель заметил, что ученику передали записку. Он потребовал от Сергея, чтобы тот отдал эту записку ему. Сергей спрятал записку в карман и нагрубил учителю. Тот удалил Сергея с урока и сказал, что не допустит его до занятий, пока он не извиниться. Сергей считал, что не прав учитель, поэтому извиняться не стал. В течение недели он не посещает уроки физики".

 

2-я группа. "Однажды на уроке математики во время объяснения учитель заметил, что Артём не слушает новый материал, а что-то пишет в тетради. На вопрос учителя, почему Артём занимается посторонними делами, ученик ответил, что ему не хочется. Учитель поставил Артёму двойку, а тот отвернулся в сторону окна. Учитель обиделся".

 

3-я группа. "После уроков классный руководитель оставил группу детей, состоящую из мальчиков и девочек, на генеральную уборку кабинета. Мальчики отказались подметать, аргументируя тем, что это "женская" работа. Завязался спор, который перерос в ссору".

 

Каждая группа находит свои пути разрешения конфликта. Объясняет, как можно было его избежать.

5) Дискуссия (фронтальная работа):

  • Что для человека важнее в межличностных отношениях: доказательство его правоты или хорошие человеческие отношения?

  • Выберите из предложенных ниже качеств те, которые помогают человеку договариваться с другими людьми. Продолжите список качеств. Обоснуйте свой выбор.

Скромность

Злость

 

Справедливость

Честолюбие

 

Честность

Милосердие

 

Стыдливость

Грубость

 

Искренность

Ответственность

 

Порядочность

 

 

  • Как защитить себя от жестокого обращения?

6) Практическая работа в группах

  •  
    1. Заполнение таблиц «Последствия конфликта», «Договариваться или не договариваться?»

Последствия конфликта

Развитие конфликта

Разрешен или не разрешен конфликт

Чувства участников конфликта

Отказ от решения проблемы

 

 

Попытка разрешить конфликт с позиции силы

 

 

Отказ от использования силы, диалог, достижение компромисса

 

 

 

Договариваться или не договариваться?

О чем люди договариваются

Последствия

Если смогли договориться, то

Если не смогли договориться, то

О правилах игры

 

 

О проведении свободного времени

 

 

О дружбе

 

 

?

 

 

 

  •  
    1. Обсуждение (по таблицам), выводы.

    2. Составление памятки «Ступени разрешения конфликта».

Обсуждение вариантов памятки, составленных группами.

  •  
    1. Сообщение подготовленного школьника «Разрешение конфликтов в разные исторические эпохи»:

  • В первобытные времена (изгнание из племени, смертная казнь, бойкот членов племени);

  • Во времена античности (третейский суд, договор);

  • В средние века (расцвет инквизиции: время жестоких казней и пыток);

  • В 18-19 веках (дуэль).

7) Заключение:

Слово классного руководителя:

Спасибо вам за активную работу. Ребята, когда человек осознал свою ошибку, сделал что-то не так, что в этом случае необходимо сделать? Правильно, попросить прощения. Наш классный час хочется закончить словами:

 

«Если»

О, если ты покоен, не растерян,

Когда теряют головы вокруг,

И если ты себе остался верен,

Когда в тебя не верит лучший друг.

 

И если ждать умеешь без волненья,

Не станешь ложью отвечать на ложь,

Не будешь злобен, став для всех мишенью,

Но и святым себя не назовешь.

 

...И если можешь быть в толпе собою,

При короле с народом связь хранить

И, уважая мнение любое,

Главы перед молвою не клонить,

 

И если будешь мерить расстоянье

Секундами, пускаясь в дальний бег, -

Земля - твое, мой мальчик, достоянье!

И более того, ты - человек!

 

 

 

 

Итог: Уч-ся приходят к выводу, что конфликты в жизни человека неизбежны. Причины конфликтов много: различия в характерах, разные взгляды на проблему, неумение выслушать противоположную сторону, т.к. мы все разные - тема прошлого занятия. Школьники приходят к выводу, что человек довольно часто попадает в конфликтную ситуацию. Сам конфликт может иметь различные последствия: в результате конфликта могут произойти ссора и драка, человек может затаить обиду или желание отомстить. Но стороны могут и договориться между собой, прийти к соглашению и мирно разрешить конфликт.