КЛАССНЫЕ ЧАСЫ
Классный час: "Учимся строить отношения"
Цели занятия:
Цели: познакомить учащихся с понятием «конфликт», причинами его возникновения и возможными последствиями, подвести к необходимости людей договариваться между собой, соблюдать общепринятые нормы, правила;
рассмотреть понятия: выбор, правило, конфликт, ответственность;
формировать умение анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации;
развивать творческие способности, навыки участия в дискуссии, сотрудничества;
формировать толерантное отношение к другим мнениям, воспитывать уважительное отношение к людям.
Развитие навыков коллективной работы.
Ход занятия
Весь класс делится на три группы.
1) Мотивация: учитель задаёт ситуацию - провокацию. К доске выходят два ученика. Им дается задание быстро и красиво нарисовать здание.
Ученики начинают рисовать. Учитель останавливает игру и просит начать всё сначала, потому что ученики допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает ученика и выдвигает всё новые и новые претензии: здание должно быть объёмным, а не плоским, крыша - современная и т.д.
Затем учитель даёт возможность закончить рисунок. После чего он сообщает, что всё равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет. Школьники после выполнения данного задания были очень рассержены.
В. Почему?
В. Что произошло в данной ситуации? /Конфликт/
В. Почему рисунок не получился? /Комментарии уч-ся. "Плохо объяснили", "Ученики не поняли"./
В. Что не было сделано до начала работы? / "Не обговорили правила выполнения рисунка"/
В. Можно было избежать конфликта? / "Можно"./
В. Как?
Уч-ся должны понять, что результаты работы зависят от установленных правил. Рисунок не получился, потому что не договорились, что и как необходимо рисовать.
2)Работа с понятиями. Задания группам.
1-я группа. Уч-ся получают задание: сформулировать определение понятия "правило". Должно получиться определение: "Правило - это положение, отражающее закономерность, устанавливающее порядок, норма поведения". Могут быть другие варианты, главное, чтобы смысл слова не менялся.
2-я группа. Уч-ся получают задание: сформулировать определение понятия "соглашение". Должно получиться определение: "Соглашение - взаимное согласие, договорённость. Договор, устанавливающий какие-нибудь условия, взаимоотношения, права и обязанности сторон". Могут быть другие варианты.
3-я группа. Уч-ся получают задание: сформулировать определение понятия "конфликт". Должно получиться определение: "Конфликт - столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой". Могут быть другие варианты.
3)Затем весь класс обсуждает конфликтную ситуацию.
"Два 9-х класса решили провести между собой КВН по черчению. Учитель заранее объяснил учащимся, какие будут задания и на какую тему, а также критерии оценок. Классы также знали, кто входит в состав жюри, 9А класс при подготовке к КВНу проявил творческие способности и тщательно готовился к этому мероприятию, привлекая даже родителей. 9Б класс отнесся к подготовке очень несерьёзно, надеясь на сильных учеников. В результате игры победил 9А класс. 9Б был очень обижен и рассержен, обвиняя жюри в необъективности. Между командами завязался спор. Страсти накалялись. Началось выяснение отношений, которое переросло в драку. В ситуацию вмешался учитель, проходивший мимо. В результате настроение было испорчено. На следующий день произошёл неприятный разговор в кабинете директора".
В. Как можно охарактеризовать данную ситуацию?
В. Почему возник конфликт?
В. Что можно было сделать для того, чтобы избежать конфликта?
(Комментарии учащихся).
4) Далее школьники работают в группах и выполняют конкретные задания. Необходимо найти пути разрешения конфликта. Можно ли было его избежать?
Ситуации для обсуждения.
1-я группа. "Однажды на уроке физики учитель заметил, что ученику передали записку. Он потребовал от Сергея, чтобы тот отдал эту записку ему. Сергей спрятал записку в карман и нагрубил учителю. Тот удалил Сергея с урока и сказал, что не допустит его до занятий, пока он не извиниться. Сергей считал, что не прав учитель, поэтому извиняться не стал. В течение недели он не посещает уроки физики".
2-я группа. "Однажды на уроке математики во время объяснения учитель заметил, что Артём не слушает новый материал, а что-то пишет в тетради. На вопрос учителя, почему Артём занимается посторонними делами, ученик ответил, что ему не хочется. Учитель поставил Артёму двойку, а тот отвернулся в сторону окна. Учитель обиделся".
3-я группа. "После уроков классный руководитель оставил группу детей, состоящую из мальчиков и девочек, на генеральную уборку кабинета. Мальчики отказались подметать, аргументируя тем, что это "женская" работа. Завязался спор, который перерос в ссору".
Каждая группа находит свои пути разрешения конфликта. Объясняет, как можно было его избежать.
5) Дискуссия (фронтальная работа):
-
Что для человека важнее в межличностных отношениях: доказательство его правоты или хорошие человеческие отношения?
-
Выберите из предложенных ниже качеств те, которые помогают человеку договариваться с другими людьми. Продолжите список качеств. Обоснуйте свой выбор.
Скромность |
Злость |
|
Справедливость |
Честолюбие |
|
Честность |
Милосердие |
|
Стыдливость |
Грубость |
|
Искренность |
Ответственность |
|
Порядочность |
|
|
-
Как защитить себя от жестокого обращения?
6) Практическая работа в группах
-
-
Заполнение таблиц «Последствия конфликта», «Договариваться или не договариваться?»
-
Последствия конфликта
Развитие конфликта |
Разрешен или не разрешен конфликт |
Чувства участников конфликта |
Отказ от решения проблемы |
|
|
Попытка разрешить конфликт с позиции силы |
|
|
Отказ от использования силы, диалог, достижение компромисса |
|
|
Договариваться или не договариваться?
О чем люди договариваются |
Последствия |
|
Если смогли договориться, то |
Если не смогли договориться, то |
|
О правилах игры |
|
|
О проведении свободного времени |
|
|
О дружбе |
|
|
? |
|
|
-
-
Обсуждение (по таблицам), выводы.
-
Составление памятки «Ступени разрешения конфликта».
-
Обсуждение вариантов памятки, составленных группами.
-
-
Сообщение подготовленного школьника «Разрешение конфликтов в разные исторические эпохи»:
-
-
В первобытные времена (изгнание из племени, смертная казнь, бойкот членов племени);
-
Во времена античности (третейский суд, договор);
-
В средние века (расцвет инквизиции: время жестоких казней и пыток);
-
В 18-19 веках (дуэль).
7) Заключение:
Слово классного руководителя:
Спасибо вам за активную работу. Ребята, когда человек осознал свою ошибку, сделал что-то не так, что в этом случае необходимо сделать? Правильно, попросить прощения. Наш классный час хочется закончить словами:
«Если»
О, если ты покоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг.
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым себя не назовешь.
...И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег, -
Земля - твое, мой мальчик, достоянье!
И более того, ты - человек!
Итог: Уч-ся приходят к выводу, что конфликты в жизни человека неизбежны. Причины конфликтов много: различия в характерах, разные взгляды на проблему, неумение выслушать противоположную сторону, т.к. мы все разные - тема прошлого занятия. Школьники приходят к выводу, что человек довольно часто попадает в конфликтную ситуацию. Сам конфликт может иметь различные последствия: в результате конфликта могут произойти ссора и драка, человек может затаить обиду или желание отомстить. Но стороны могут и договориться между собой, прийти к соглашению и мирно разрешить конфликт.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков ютуб