Педсоветы
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА
Важным средством повышения эффективности урока является многообразие видов деятельности на уроке. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием, односторонностью. Младшие школьники усваивают знания лучше, если на уроке чередуются разнообразные и непродолжительные виды работы. Однако следует учитывать, что разнообразие видов деятельности учащихся само по себе не обеспечивает их активности, если оно не обусловлено целью урока, не является ее выражением.
Эффективность урока определяется степенью адекватности результатов и цели. Конечный результат урока складывается из двух составляющих: качества работы учителя и показателей знаний учащихся в ходе проведения урока. Результат работы учителя оценивается через следующие качественные характеристики:
1. целенаправленность его деятельности на уроке,
2. характер отношений с учащимися,
3. индивидуально-личностный подход к учащимся,
4. дифференцированный подход к обучению,
5. умение приводить в соответствие содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся,
6. работа учителя по формированию и развитию общеучебных навыков и умений,
7. работа по развитию познавательного интереса,
8. работа по формированию знаний, умений и навыков и вооружению учащихся способами познавательной деятельности,
9. сфокусированность усилий на формировании понятий
10. развитие общих способностей учащихся,
11. объективность оценки знаний учащихся, соединение использования оценки и отметки,
12. эффективность усилий, развивающих личность,
13. эффективность воспитывающих влияний.
«Ученический блок» конечного результата урока складывается из следующих позиций:
1. уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке,
2. отношение учащихся к учебному труду,
3. отношение учащихся к учебному предмету, учителю, друг другу,
4. объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности,
5. наличие у учащихся познавательного интереса,
6. воспитательная и развивающая подвижка личности, возникающая в ходе урока,
7. знание учениками фактического материала и уровень
1. Принцип объективности.
2. Принцип взаимосвязи и взаимодействия. Взаимосвязь отдельных компонентов урока составляет его сущность. Поэтому анализ урока в большинстве случаев должен быть направлен на выявление , раскрытие и оценки взаимосвязей структурных компонентов урока. Только в этом случае раскрывается глубинная сущность урока как системы. Урок представляет взаимодействие учителя и учащихся. Именно это взаимодействие является причиной формирования конечного результата.. Выявление характера взаимосвязей и взаимодействий компонентов и подсистем урока позволяет выявить причины происходящего на уроке, определить реальные результаты и эффективность организации урока, установить причинно- следственные связи явлений и фактов урока.
3. Принцип развития. Осуществляя педагогический анализ урока с опорой на принцип развития. Следует понимать, что все без исключения педагогические явления и факты являются мобильными, постоянно изменяющимися феноменами, пребывающими в постоянном развитии. Анализ конкретного урока дает мгновенный срез, «фотографию» развивающего процесса. Посредством педагогического анализа урока отслеживаются тенденции, либо единичные факты.
4. Принцип детерминизма. Согласно этому принципу педагогические явления обладают причинно- следственными связями, следовательно, у любого педагогического явления должна существовать педагогическая причина. С другой стороны, любое действие, явление является причиной возникновения следующих событий, действий. Выявление этих причин и следствий и составляет одну из сущностей педагогического анализа урока.
5. Принцип активности. Активность применительно к педагогическому анализу урока предполагает отказ от роли простого фиксирования происходящего. Активный педагогический анализ направлен не на констатацию и оценку хода урока, а на выявление его причинно - следственных связей, служит совершенствованию и преобразованию урока.. Активный анализ можно уподобить «волшебному зеркалу», в котором учитель наблюдает внутреннюю сущность собственных действий, познает то, что скрывается за внешним, процессуально содержательным на уроке.
6. Принцип индивидуального подхода. Анализ урока является по своей сути анализом творческого процесса. Творчество является делом личности. Только от личности учителя зависит уровень творчества, степень преобразования педагогической действительности, реализуемые им на уроке. Наконец, значимым для анализа урока являются опыт, уровень теоретической и методической компетентности, личностные качества учителя. Все это требует индивидуального подхода к анализу урока.
7. Принцип главного звена. В процессе анализа рока необходимо выделять тот учебно-воспитательный момент, несовершенство которого оказывает наибольшее отрицательное воздействие на достижение целей и задач урока. как правило, таким моментом является рассогласование целей между триединой целью урока, содержанием учебного материала, избранными методами и формами организации обучения, а также способами организации познавательной деятельности учащихся. Выделение главного звена урока и является основной задачей анализирующего.
8. Принцип целевого планирования. Любое педагогическое мероприятие обязательно должно быть спланировано и построено так, чтобы его результаты соответствовали поставленным целям. Анализ урока должен быть тщательно спланирован и подготовлен. Необходимо разработать особую программу наблюдения .В современной педагогической науке разработаны методы педагогического анализа урока, различающиеся по целям, технологии реализации, трудоемкости, уровню анализа и т.д. Поэтому сегодня вам будут предложены различные схемы анализа урока, позволяющие облегчить подготовку к нему.
Разнообразие методов педагогического анализа урока помогает избрать такой метод анализа, который в данном конкретном случае наиболее эффективен и целесообразен. Все методы анализа объединяет направленность на реализацию дидактических функций анализа урока. Разнообразие методов способствует более точной реализации этих функций в их конкретном воплощении. Вместе с тем , свобода выбора порождает и проблемы. Зачастую трудно оптимально реализовать само право выбора. Для этого необходимо не только твердо знать и представлять цель анализа конкретного урока, но и потенциальные возможности, особенности каждого метода. Широко применяя различные схемы, технологии и методы анализа урока, учителя очень часто не получают того результата, на который рассчитывали или заменяют анализ оценками «Мне урок понравился» и т.д. Особенностью и отличительной чертой педагогического анализа урока должно стать тщательное соблюдение научного подхода . Под технологией анализа урока понимают совокупность конкретных указаний как, каким образом и при каких условиях наиболее эффективно применяется метод педагогического анализа. Технология анализа есть своеобразный сборник предписаний для анализирующего урок, расписывающих что, как, когда и в какой последовательности ему делать на уроке.
В настоящее время в практике работы отечественной школы нашли применение многие методы анализа урока. Чаще всего применяются такие, как структурный анализ, поэтапный анализ, дидактический анализ, аспектный анализ, комплексный анализ, системный анализ и др.
В целом все различие уровней педагогического анализа урока можно свести в две группы: эмпирический уровень анализа и научный уровень анализа. Эмпирический уровень анализа урока предполагает установление простейших связей между отдельными педагогическими фактами , имеет описательный, зачастую примитивно-оценочный характер. Такой уровень анализа трудно назвать анализом в подлинном смысле этого термина. Научный уровень анализа предполагает наличие цели анализа и оценки урока , направлен на выявление и описание системы работы, определение главного, основного в уроке, в работе учителя , в работе учащихся. Владение научным уровнем анализа урока предполагает высокий уровень профессиональной компетенции, педагогического опыта и подготовленности анализирующего.
Итак,
Пути повышения эффективности урока
- постоянное повышение научной эрудиции, педагогического мастерства преподавателя;
- улучшение материальной базы учебного заведения, кабинетов;
- комплексное планирование уроков;
- рациональное использование времени урока;
- соблюдение логики уроков;
- соответствие содержания образования методам обучения, возможностям обучающихся и преподавателя;
- развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся;
- учет индивидуальных особенностей обучающихся.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - инстаграм накрутка