КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА

Загрузка ...

Урок русского языка в 6 классе

 

Тема: «Обобщение по теме «Имя числительное»

 

Тип урока: урок - путешествие(слайд1)

 

  1. Организационный момент:

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе - гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте.

А дальше прозой я скажу.

  1. Слово учителя: Итак, позади уроки об имени числительном. В этом году вы впервые познакомились с этой частью речи, хотя на уроках математики вы постоянно работаете с числами, цифрами. Но что есть такая часть речи - имя числительное - вы узнали только в этом году. Я думаю, что вы узнали о цифрах , числах много интересного, познакомились с новыми орфограммами, которые, надеюсь, стали вашими добрыми друзьями.

  2. Обращение к эпиграфу урока:

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчёт во всяком деле нужен.

Ты и с числительным будь дружен.(слайд2)

Ну, что , ребята, покажем, насколько мы дружны с данной частью речи? А какие цели мы должны для себя на уроке поставить?

  1. Определение цели урока:

-обобщить и систематизировать знания по теме;

-формировать свои умения и навыки в склонении и правописании числительных, определении их морфологических и синтаксических признаков;

-выявить проблемы и ликвидировать их;

-подготовиться к контрольной работе(слайд3).

5. Слово учителя: Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по городу Числительск. Пройдёмся по его улицам, проспектам, встретим своих старых знакомых. Вы хорошо знаете карту русского языка? А кто назовёт страну, где можно отыскать этот город? Итак, в добрый путь, на встречу с друзьями!(слайд4)

6. Звучит музыка « Мы едем, едем, едем в далёкие края»

7. Путешествие по городу:

Первая остановка « Разминка» (слайд5)

Цифровая запись: Оформите свой ответ в виде цифровой записи: знак +, если вы согласны с утверждением. Знак - , если нет.

  1. Числительное - самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число , действие предмета.

  2. Примером числительных могут быть такие слова, как: двойка, тройка, пятерня.

  3. Все числительные можно разделить на две группы: количественные и собирательные.

  4. Простые числительные состоят из одного слова.

  5. Числительные от 1 до 30 склоняются по образцу существительных 3 склонения.

  6. В составных количественных числительных склоняется каждая часть

  7. В предложении числительное может быть сказуемым.

  8. Порядковое числительное изменяется по падежам, числам и родам.

  9. Собирательное числительное оба не изменяется по родам.

  10. В середине числительного мягкий знак никогда не пишется.

 

Ответ: 1-, 2-,3-,4+,5-,6+,7+,8+,9-,10-.

Вторая остановка: « Визитная карточка имени числительного» (слайд6)

Ребята, в гостях у числительного находятся близкие родственники . Узнали ли вы их? Они просят нас поиграть а «Третий лишний»

  1. Тройка, тридцать ,один ( тройка)

  2. Два, утроить, пятерня(два)

  3. Двойной, двенадцать, двадцать(двойной)

  4. Пятьдесят, пятерня, двойка(пятьдесят)

 

Третья остановка: «Найдите дом».(слайд7)

5, 55, 16,17,30,31,45,90

Ребята! Какая - то здесь сумятица посреди дороги. Разберитесь, в чём дело? Вы должны записать слова в два столбика : простые и составные, объяснить написание( по вариантам)

Остановка четвёртая: « Странное расписание»(слайд8)

Итак, сейчас мы посмотрим расписание «Экспресса» и двинемся дальше. Ребята, смотрите, какое странное расписание. Кто объяснит?

 

5-20,30 -ь; 50-80, 500-900 - ь

Чтобы продолжит путь, надо поставит ь на своё место, то есть «вылечить» числительные.

Текст

Самое употребляемое слово в русском языке - предлог в- встречается 42854 раза на один 1000000 словосочетаний и предложений. Союз и - 36266 раз, частица не - 19228 раз, предлог на -17262 раза, местоимение я - 13839 раз.

Парк культуры и отдыха: «Самый внимательный»(слайд9)

В оркестре было три музыканта.

По реке плыли два парусника и три лодочки.

В вазе стояли три розы.

В углу стояла корзина с пятью котятами.

В аквариуме плавали три разные рыбки.

Вопросы:

Сколько музыкантов было в оркестре? ( три)

Сколько лодок было с парусом и без него? (два, три)

Сколько роз было в вазе? ( три)

Были ли другие цветы в вазе, кроме роз?(нет)

Сколько котят было в корзинке?(пять)

Где стояла корзинка?( в углу)

Сколько рыбок плавало в аквариуме?(три)

Были ли в аквариуме одинаковые рыбки? (нет)

Остановка пятая: «Дорожная» (слайд10)

Игра « Светофор»

Красная карточка - целые числительные

Зелёная карточка - дробные числительные

Синяя карточка - собирательные числительные

(предложения даны на стр. 125 «Игровые технологии»)

Путь открыт. Можно ехать дальше. Но я вижу, что Разряды числительных просят нас задержаться и погостить у них ещё немного .Задержимся? Они с нами желают сходить в гости:

(слайд 11)

  1. Числительное 11 - Дательный падеж( часы)

  2. Числительные 40,90,100 - Творительный(километры)

  3. Числительное 70 - Родительный падеж(литры)

  4. Числительное 900 - Предложный падеж(рубли)

  5. 865 - Дательный падеж (тонна)

Какова особенность числительного полтораста?

Как правильно произнести: «Я уже прочитал около полутораста страниц книги Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан».

- кстати, а пятнадцатилетний - какая часть речи?

Остановка шестая: Родственники» (слайд 12)

Ну а здесь собрались родственники. Что же их объединяет, роднит?

Первый салют , победный залп, четырнадцатый солдат, мужественный боец.

Остановка седьмая: « Вынужденная»(слайд13)

А через две недели шёл в скалах тяжёлый бой.

Нам необходимо сделать числительному операцию, выполнив морфологический разбор.

Остановка восьмая: « Историческая».( слайд 14)

  1. На русские земли постоянно нападали сильные и жестокие враги. Князь Александр Невский одержал победу над шведами в 1240 году. 2. С 1243 по 1480 год продолжалось монголо - татарское иго на Руси. 3.8 сентября 1380 года произошла Куликовская битва , в которой русские войска одержали победу, ставшую важным шагом на пути к полному освобождению от чужеземного ига. 4. Нижегородское ополчение во главе с Мининым-Сухоруким и князем Дмитрием Пожарским совершило поход на Москву для её освобождения от врагов в 1612 году. 5. 12 июля 1812 года наполеон с 600000 армией вторгся на территорию России. 14 декабря 1812 года остатки французской армии были изгнаны из России.6. 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на СССР. Великая Отечественная война закончилась победой для нашего народа 9 мая 1945 года.

 

Мы знаем, какую огромную роль играет имя числительное. Но при помощи этой части речи мы и знаем историю своей родины.

Задание: прочитайте, правильно выговаривая окончания имён числительных.

Наше путешествие заканчивается. Но с друзьями не расстаются. До скорой встречи на контрольной работе !

Выставление оценок.

Слайд 15. Употребление числительных.

Приведите примеры пословиц, поговорок, скороговорок, загадок , где бы встречалась эта часть речи.

Непростую ступеньку под названием «Имя числительное» мы преодолели все, а значит, будьте готовы к знакомству с новой частью речи. Спасибо за работу!

 

 

 

 

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ:

урок " Наречие как часть речи"

повторительно-обобщающий урок " Синтаксис и пунктуация" 5 класс