ГЛУБЖЕ В ИСТОРИЮ ( проекты)
проект №1
МОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа»
Чарышский район
Алтайский край
Скорняк – это звучит гордо
Выполнила учащаяся 11 класса
Абраева Полина
Руководитель Чебатарева
Ольга Анатольевна
учитель истории
МОУ «Березовская средняя
общеобразовательная школа»
Березовка 2008
2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. Скорнячество – одно из самых старинных промыслов…………………5
1.1. Понятие «скорняк»……………………………………………………………..5
1.2. Выделка шкур и их разновидности…………………………………………….5
ГЛАВА II. Шитье шапок……………………………………………………………….8
1.1.Выкраивание деталей…………………………………………………………….8
1.2.Сшивание деталей………………………………………………………………...8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………10
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………11
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………12
3
Введение
Историческое прошлое своей местности – это самый интересный материал, знать который должен каждый житель данной местности.
Объектами школьного краеведения могут быть и художественные промыслы наших дней, которые являются наследниками народного искусства прошлого. Они хранят давние самобытные художественные традиции и дают огромный материал для изучения истоков народного творчества. «Первые декреты Советской власти определили положение и задачи по восстановлению и развитию кустарных промыслов в России.
Период 1960 – 1970-х годов справедливо считают временем второго рождения народного искусства. В эти годы прошли крупные выставки народных художественных промыслов в Москве и Ленинграде («Миниатюрная живопись Федоскина», «Богородское искусство резьбы по дереву», « Фарфор Гжели», «Русские прялки», «Народное искусство Белоруссии» и др.»), вышла серия статей о народных промыслах во вновь созданном журнале «Декоративное искусство»[1].
Там где живет народный промысел, лучше сохраняются и народные песни, танцы, национальная одежда, обычаи и другие неповторимые черты местной культуры. В настоящее время происходит своеобразное завоевание художественными промыслами все новых областей и районов нашей страны. Так, традиционно хохломская роспись существовала на Волге, но теперь ее можно встретить на Алтае и в других областях. Процесс взаимообогащения национальных местных традиций, который совершается самими народными мастерами, приведет в будущем к сближению
4
самодеятельного искусства с профессиональным и народным кустарным искусством.
Объектом исследования работы является скорнячество и шитье шапок на территории с.Березовка.
Предмет исследования – деятельность Афанасьева Анатолия Андреевича.
Цель исследования – проследить роль народных промыслов в жизни населения на примере деятельности Афанасьева А.А. (скорнячество и шитье шапок).
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
- дать определение понятия «скорняк»;
- рассмотреть процесс выделки шкур и шитья шапок;
- выяснить, какую роль сыграли данные ремесла в жизни отдельно взятого человека.
Глава I. Скорнячество – одно из старинных народных промыслов
1.1.Понятие «скорняк»
«Скорнякъ, скорнячить, скара.
Скара, скора, скорье – шкура, кожа, сырье, шкура товарная и мягкая рухлядь пушной товаръ. Изъ Руси (идеть) скара и воскъ, летописьь. А еще им дастъ ножъ или секиру, дают скорую противу. А съ воза скарья таможенникамъ имати, по полуденге. Отсюда же скорблый, скорузлый, скорбхъ, так же скора, или ряз. вор. скора и прочее. Скорнячить, скорняжить, выделывать шкуру на мех, сбивать мездру, квасить, выминать, словомъ, заниматься скорнячиствомъ, скорняжничаньемъ, - няжнымъ, скорнячьимъ промыслом, или скорняжничать, кормиться промысломъ скорняка. Скорнякъ нередко бываетъ самъ же тулупникомъ, швецомъ. || скорнякъ, или вернее ускорнякъ, треугольникъ, уголь. Вырезокъ косячкомъ; гусекъ подъ полку, труегольничкомъ. Отъ козла псиной несетъ, а кислятиной отъ скорняка.
Шевня стар. Мех два полотнища мехов, на шубу, или нужное на это число шкурок»[2].
1.2.Выделка шкур и их разновидности
Издавна люди шили из шкур одежду, постепенно совершенствуя этот процесс. На сегодняшний день люди научились шить из шкур прекрасные изделия. Но процесс этот очень сложный.
Первым делом, стоит подобрать кожу. Кожа бывает разная. Не стоит использовать для пошива то, из чего китайцы шьют кожаные куртки. Потому что кожа бывает цельная и прессованная. Часто китайские куртки именно из прессованной кожи шьют. Добывают ее путем собирания обрезков с фабрик, мельчат, смешивают с каким- нибудь клеем, прессуют, сушат и потом наводят внешний глянец путем прижигания или как-то иначе.
Лучше использовать юфть или хромовую кожу. Юфть – это свиная кожа не высшего
6
сорта, очень прочная и толстая. Юфтина так же имеет водоотталкивающую пропитку, так как рассчитана на изготовление офицерских сапог. Отличается повышенной «пупырчатостью», в процессе обработки кожу «проехали» через специальный пресс. Рисунок «пупырышки» скрывает косметические дефекты кожи.
Хромовая кожа – примерно то же самое, что и юфть, только выглядит приятнее, она лишена как раз тех самых пупырчатых эффектов.
Она гладкая, красивая, блестит. Хотя, как правило потоньше, нежели юфть.
Теперь собственно можно шить. Чтобы шов получился красивым, шьем хитро. Складываем детали так, чтобы лицевые части смотрели друг на друга. Кладем под машинку и строчим. Лучше делать это руками, а не ножным приводом. Для того, чтобы детали не плавали относительно друг друга, их можно слегка склеить.
РИС 1
7
Начинается и заканчивается одинаково: закрепочным стежком. Это чтоб шов не расползся. Делаем 3-4 стежка, потом аккуратно поднимаем лапку машинки, передвигаем заготовку назад, опускаем лапку, и проходим еще раз по уже прошитому. Заканчиваем так же.
После того как закончили шов, надо оставить запас нитки с обеих сторон (в начале и конце), завязать по паре узелков, и прижечь нитки. Оплавленные концы, пока не остыли, прижать к коже, чтоб приклеились.
7
Нужно юзать или полиэстер, или лавсан.
После того, как шов закончен, выворачиваем заготовку в нормальную сторону, то есть, так чтобы лицевая сторона кожи оказалась снаружи. Видим, что 2 детали крепко сшиты, но шва не видно, однако присутствует некоторая впадина. То есть слои кожи образуют как бы канавку на месте стыка, и при этом, достаточно глубокую. Для того, чтобы ее убрать, снова переворачиваем заготовку спиной вверх, кладем на плоскую поверхность. Дальше, руками разводим «хвостики», которые торчат из-под шва в разные стороны, и аккуратно НЕ СИЛЬНО отстукиваем молотком так, чтобы хвостики пригладились к основному слою. Если стучать сильно, то есть вероятность прорвать ниткой шва кожу и придется резать новую заготовку и начинать все с начала, поэтому все очень аккуратно. Таким образом можно сшить любые шкуры.
Самые простые для использования – это шкурки кроликов.
Выделка кроличьих шкурок – процесс сложный, трудоемкий, требующий соблюдения температурного режима, норм концентрации растворов, продолжительности их воздействия, неослабного внимания, опыта работы с химическими веществами. Отступления от технологии выделки приводят к порче мехового сырья.
А. А. Афанасьев говорит, что есть разные способы выделки шкурок. Один из них - выделка кроличьей шкурки квасцами. Раствор: на 3 литра воды - 1 стопку квасцов.
Второй - выделка кроличьей шкурки уксусом. Раствор - на ведро воды стопка уксуса 90%, + соль «на глаз».
Положить шкурку на сутки в раствор. После чего простирать в теплой воде с порошком, после чего вытягивать на пяло. (На каждого зверя свое пяло). Когда шкурка высохнет ее нужно заново намочить и размять. Шкурка станет мягкой и нежной, можно выкраивать.
Анатолий Андреевич разводил кроликов, хонориков и нутрий. Кроликов держал до 140 шт., каждая крольчиха приносит до 12 детенышей. Хонориков держал до 50 шт., нутрий – до 40 шт.
8
Глава II. Шитье шапок
1.1.Выкраивание деталей
Для шитья шапок можно использовать любой мех, например, шкурки от собаки, белки, кролика, лисы, барана - в общем, какой под руку попадет.
В нашем селе шитьем шапок занимаются немногие - Легостаева Валентина Павловна, Вдовин Павел Михайлович, но дольше всех занимается шитьем Афанасьев Анатолий Андреевич. При желании шапку может сшить каждый человек, так сказал он мне в беседе.
«На каждую шапку времени уходит по - разному, бывало шапка была готова за сутки. На формовку времени уходит больше, ее надо «садить на клей». Я стал заниматься шитьем шапок примерно с 1970 года. Шил ушанки, формовки, женские шапки, фуражки. Учился сам, методом проб и ошибок. В это время огромное количество материала было испорчено.
За всю жизнь было сшито огромное количество шапок. Однажды, вечерами и в свободное от работы время, сшил 40 шапок за год. В среднем в год выходило по 20 – 25 шт. В последние годы шью мало, в прошлом году всего 10»[3].
После того как шкурка станет мягкой ее можно выкраивать. Выкройки делятся на два сорта: верхние и внутренние (Приложение 1). У А. А. Афанасьева выкройки 50 размера, в зависимости от размера головы он подгоняет выкроенные детали под размер головы.
1.2.Сшивание деталей
Шитье начинается с колпака. По краю колпака пришивают кромку из полоски плотной ткани шириной 3см или тесьму. Сшейте ушки, вставив в их концы тесьму. Сшейте козырек. В ушки и козырек разумно вставить твердую прокладку из плотной ткани [смочив предварительно ее водой, натерев мылом и разгладив]. Прокладку раскраивают чуть меньше самих деталей, ее прикрепляют крупными стежками внутри ушек и козырька, не прокалывая мездру насквозь. Затем сшитые части вывертываются,
9
швы расправляются, чтобы лицевые детали не были видны снаружи. Подлицевые части козырька и ушек приметайте к колпаку через край. Накройте болванку куском пленки, смочите колпак шапки и швы мокрой ваткой, натяните шапку на болванку, расправьте все детали, заправив ушки вверх и ввязав их шнурком, прочешите шапку по ворсу гребнем, дайте подсохнуть. Чтобы шапка сохраняла форму, внутрь вставляют прокладку из ватмана, выкроив ее по размеру и выкройке колпака. Простегивание дольника [долевая деталь] проводят либо между слоями накрахмаленной марли [если подкладка вщивается отдельно], либо сразу простегивают ватин между слоем марли и прокладкой. При этом «дольник» шапки простегивается вертикальными швами, а донышко либо круговыми, либо в клеточку. Обе детали сшиваются, кромка швов обрезается, расправляется и слегка пришивается к подстежке, чтобы она не выпирала наружу [особенно если мех тонкий]. Подстежка пришивается сначала крупными стежками к краям донышка [чтобы не обвисла], а затем – потайным швом к краям козырька, ушек, дольника. Шапка готова!
10
Заключение
Выбранная тема оказалась очень интересной и важной. В настоящее время умение шить шапки и выделывать шкуры, конечно необязательно, потому что все можно купить в магазине в готовом виде, но это умение и не помешает. В процессе исследования данной темы, на мой взгляд, была достигнута поставленная цель, т.е. прослежена роль народных промыслов в жизни населения на примере деятельности Афанасьева Анатолия Андреевича. Сформулированная цель предполагала решение нескольких задач, которые были решены: дано подробное определение понятия «скорняк», которое поясняет сам процесс деятельности, рассмотрен процесс выделки шкур и шитья шапок, что позволило узнать самые интересные моменты и секреты, способствующие хорошему результату, выяснена роль данного ремесла в жизни отдельно взятого человека.
11
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Воспоминания Афанасьева Анатолия Андреевича (1928 г.), с.Березовка
- Толковый словарь живого великорусского языка.: в 4 т. Т.4//Владимир Даль: Н – V – М.: ТЕРРА, 1995. – 688 с.
- Краеведение: Пособие для учителя/А.В.Даринский. – М.: Просвещение, 1987. – 158 с.
Доклад
Историческое прошлое своей местности – это самый интересный материал, знать который должен каждый житель данной местности.
Объектами школьного краеведения могут быть и художественные промыслы наших дней, которые являются наследниками народного искусства прошлого. Они хранят давние самобытные художественные традиции и дают огромный материал для изучения истоков народного творчества. Там где живет народный промысел, лучше сохраняются и народные песни, танцы, национальная одежда, обычаи и другие неповторимые черты местной культуры. В настоящее время происходит своеобразное завоевание художественными промыслами все новых областей и районов нашей страны.
. Процесс взаимообогащения национальных местных традиций, который совершается самими народными мастерами, приведет в будущем к сближению самодеятельного искусства с профессиональным и народным кустарным искусством.
Объектом исследования работы является скорнячество и шитье шапок на территории с.Березовка.
Предмет исследования – деятельность Афанасьева Анатолия Андреевича.
Цель исследования – проследить роль народных промыслов в жизни населения на примере деятельности Афанасьева А.А. (скорнячество и шитье шапок).
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
- дать определение понятия «скорняк»;
- рассмотреть процесс выделки шкур и шитья шапок;
- выяснить, какую роль сыграли данные ремесла в жизни отдельно взятого человека.
Скара, скора, скорье – шкура, кожа, сырье, шкура товарная и мягкая рухлядь пушной товаръ.
Скорнячить, скорняжить, выделывать шкуру на мех, сбивать мездру, квасить, выминать, словомъ, заниматься скорнячиствомъ, скорняжничаньемъ, - няжнымъ, скорнячьимъ промыслом, или скорняжничать, кормиться промысломъ скорняка. Скорнякъ нередко бываетъ самъ же тулупникомъ, швецомъ. (Из словаря Владимира Даля)
Издавна люди шили из шкур одежду, постепенно совершенствуя этот процесс. На сегодняшний день люди научились шить из шкур прекрасные изделия. Но процесс этот очень сложный.
Первым делом, стоит подобрать кожу. Кожа бывает разная. Не стоит использовать для пошива то, из чего китайцы шьют кожаные куртки. Потому что кожа бывает цельная и прессованная. Часто китайские куртки именно из прессованной кожи шьют. Добывают ее путем собирания обрезков с фабрик, мельчат, смешивают с каким- нибудь клеем, прессуют, сушат и потом наводят внешний глянец путем прижигания или как-то иначе.
Лучше использовать юфть или хромовую кожу. Юфть – это свиная кожа не высшего сорта, очень прочная и толстая. Юфтина так же имеет водоотталкивающую пропитку, так как рассчитана на изготовление офицерских сапог. Отличается повышенной «пупырчатостью», в процессе обработки кожу «проехали» через специальный пресс. Рисунок «пупырышки» скрывает косметические дефекты кожи.
Хромовая кожа – примерно то же самое, что и юфть, только выглядит приятнее, она лишена как раз тех самых пупырчатых эффектов.
Она гладкая, красивая, блестит. Хотя, как правило потоньше, нежели юфть.
Теперь собственно можно шить. Чтобы шов получился красивым, шьем хитро.Самые простые для использования – это шкурки кроликов. Выделка кроличьих шкурок – процесс сложный, трудоемкий, требующий соблюдения температурного режима, норм концентрации растворов, продолжительности их воздействия, неослабного внимания, опыта работы с химическими веществами. Отступления от технологии выделки приводят к порче мехового сырья.
Анатолий Андреевич Афанасьев говорит, что есть разные способы выделки шкурок. Один из них - выделка кроличьей шкурки квасцами. Раствор: на 3 литра воды - 1 стопку квасцов.
Второй - выделка кроличьей шкурки уксусом. Раствор - на ведро воды стопка уксуса 90%, + соль «на глаз».
Положить шкурку на сутки в раствор. После чего простирать в теплой воде с порошком, после чего вытягивать на пяло. (На каждого зверя свое пяло). Когда шкурка высохнет ее нужно заново намочить и размять. Шкурка станет мягкой и нежной, можно выкраивать.
Анатолий Андреевич разводил кроликов, хонориков и нутрий. Кроликов держал до 140 шт., каждая крольчиха приносит до 12 детенышей. Хонориков держал до 50 шт., нутрий – до 40 шт.
Для шитья шапок можно использовать любой мех, например, шкурки от собаки, белки, кролика, лисы, барана - в общем, какой под руку попадет.
В нашем селе шитьем шапок занимаются немногие - Легостаева Валентина Павловна, Вдовин Павел Михайлович, но дольше всех занимается шитьем Афанасьев Анатолий Андреевич. При желании шапку может сшить каждый человек, так сказал он мне в беседе.
«На каждую шапку времени уходит по - разному, бывало шапка была готова за сутки. На формовку времени уходит больше, ее надо «садить на клей». Я стал заниматься шитьем шапок примерно с 1970 года. Шил ушанки, формовки, женские шапки, фуражки.( текст в сокращении)
Утверждаю:
Директор школы
А.В.Жуков
ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ ШКОЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
МБОУ «Березовская средняя общеобразовательная школа»
Цель конкурса:
Конкурс проводится для выявления и поощрения педагогов школы, учеников и их родителей, которые занимаются освоением и применением ИКТ в своей деятельности, педагогической практике, активным поиском педагогических методов, средств и форм обучения, адекватных развивающимся информационно-коммуникационным технологиям
Задачи конкурса:
- создание условий, стимулирующих применение информационных технологий (в том числе социальных сетевых сервисов) для построения современной образовательной среды;
- создание условий для выявления и распространения успешного опыта применения ИКТ в образовательном процессе;
- повышение уровня сетевой культуры педагогов школы, учеников и их родителей, развитие толерантности и критического отношения к информации как условий эффективной работы в Сети;
- повышение престижа своей школы, мотивации к использованию ИКТ в практике.
Участники конкурса:
Педагоги школы, ученики и их родители. Возможно участие педагогов и учащихся других школ.
Номинации конкурса:
1. Учебный проект
Учебный проект - это самостоятельная познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся по исследованию и решению или исследованию какой-либо проблемы, направленная на создание результата в виде реального объекта или разного рода теоретического (интеллектуального) продукта.
Работать по учебному проекту можно индивидуально, в парах, в группах.
Проблема - это вопрос, который требует исследования и решения или исследования. Проблему определяют либо учащиеся, либо учитель-координатор.
Самостоятельную познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся по проекту организует учитель-координатор. Участники учебного проекта сами выбирают себе координатора.
Экспертный Совет в составе учащихся, учителей, специалистов оценивает учебные проекты по определенным критериям.
Лучшие проекты выдвигаются Экспертным Советом на различные международные, российские, краевые конкурсы.
Критерии оценки учебного проекта
Оценка работы по подготовке проекта
Оценка результата проекта
Оценка презентации проекта
обоснованность выбора темы
практическая направленность проекта (наличие результата)
соответствие представленного материала проблеме проекта
полнота раскрытия темы, самостоятельность, завершенность деятельности по проекту
качество отчета:
эстетичность оформления,
структурированность информации,
соответствие стандартным требованиям
качество подачи материала (полнота раскрытия темы, самостоятельность, аргументированность)
структурированность информации
анализ проделанной работы, наличие независимой рецензии
степень осмысленности владения информационными технологиями (соответствие выбранных технологий поставленным задачам по проекту, дизайну, форме подачи материала)
новизна в раскрытии темы
уровень владения проблемой, темой (ответы на вопросы)
степень актуальности
степень доступности восприятия материала аудиторией
ссылки на источники информации (цитируемость используемой литературы), Интернет-ресурсы
ссылки на источники информации, Интернет-ресурсы, Интарнет-ресурсы
экскурсия, встреча, выставка (фото-, видеоотчеты, письменный анализ полученной информации)
соблюдение регламента
План презентации проекта
1. Выявление проблемы, обоснованность выбора темы.
2. Участники рабочей группы (кратко).
3. Краткий рассказ о работе группы по теме с использованием информационных технологий.
4. Представление результата:
- учебный проект - практическая направленность.
5. Наличие списка литературы, адресов Интернет-ресурсов, Интернет-ресурсов.
2. Социальный проект
В данной номинации могут быть представлены проекты, направленные на улучшение жизни в школе (например, социальный проект по благоустройству территории школы), поселке, районе или в отдельно взятой семье и т.д.
Информационная карта проекта
- Продумывание направления проекта
- Каким может быть творческое название проекта.
- Организация-заявитель
- Контактная информация
- Авторы проекта
- Руководитель проекта
- География проекта
- Актуальность проекта
- Постановка цели, формулировка задачи
- Содержание проекта. План работы
- Осуществление проекта потребует проведение следующего спектра работ:
- формирование команды проекта;
- определение плана работ;
- распределение обязанностей;
- сроки реализации проекта;
- сбор информации;
- поиск и привлечение партнёров;
- разработка бюджета проекта;
- реализация плана действий команд;
- разработка системы оценки проекта
- подготовка к защите проекта
- презентация проекта
- подведение итогов, анализ
- Риски проекта
- Смета расходов
- Предполагаемые результаты проекта
3. Сетевой проект
Основная задача сетевого проекта создать пространство, в котором учащимся школ и их учителям можно было совместно творить, исследовать, учиться, общаться, обмениваться результатами и знаниями, находить друзей и партнеров.
Условия конкурса:
1. На конкурс представляются разработки, в которых отражаются инновационные подходы к работе c применением ИКТ:
- организация единого информационного пространства, автоматизации учебно-воспитательного процесса;
- личностно-ориентированного обучения, использование проектно-исследовательского метода, приемов развития критического мышления учащихся, осуществление междисциплинарных связей;
- создание условий для формирования ключевых компетенций и т.д.
2. Для максимальной открытости конкурса, привлечения внимания образовательного сообщества, предоставления возможности обсуждения материалов, внесения комментариев и поправок, с целью освоения педагогами новых сервисов Интернета.
Награждение
1. Победители в каждой номинации будут награждены Почётной грамотой школы. Остальным участникам будут вручены свидетельство участника конкурса.
2. Дополнительно предусматривается работы детского жюри, которое выберет одного победителя.
3. Лучшие работы будут размещены на школьном сайте
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - вк накрутка