КАБИНЕТ ИСТОРИИ

Загрузка ...

Конспекты уроков по истории Древнего мира (5 класс)

По учебнику Е.В.Саплиной

Учитель: Чебатарева Ольга Анатольевна














Тема № 1. Введение в историю.
Цель: дать представление пятиклассникам об истории как науке, помогающей узнать далекое прошлое человечества и всей планеты.
Основное содержание: источники сведений о народах Древнего мира, «науки-помощницы».
План урока: 1.Вступительное слово учителя.
2.Вводная лекция. 3.Итог урока.
Ход урока:
1. Знакомство с учащимися. Сообщение сведений организационного характера об изучаемом курсе, количестве часов, учебниках, тетрадях, требованиях к ответам и критерии оценок. При написании контрольных работ грамматические ошибки в исторических терминах (названиях стран, городов, фамилиях и именах исторических лиц и т.д.) учитываются как исторические ошибки и оценка снижается.
2. Знакомство с определениями, запись их в тетрадь.
История (исторические науки) – комплекс наук, изучающих прошлое человечества.
Археология – наука, изучающая прошлое человечества на основании материалов раскопок.
Этнография – наука, изучающая жизнь отдельных народов.
Исторические источники – вещественные, устные или письменные свидетельства (памятники) эпохи. Вещественные источники: вещи древних людей, их останки (кости), а также все, на чем сохранились следы их деятельности. Письменность – исторические документы или историческая письменность.
Хронологические рамки курса древнего мира – от отделения человека от стада человекообразных обезьян до падения Западной Римской империи в 476 г. н.э.
Работа с источником.
Великая тайна плоскогорья Наска.
«Территорию современного латиноамериканского государства Перу в древности занимала великая империя инков. Удивительной загадкой, дошедшей до нас из далекого прошлого, является гигантская экспозиция таинственных геометрических фигур и изображений животных на знаменитом плоскогорье Наска, находящемся в 300 км от Лимы – столицы Перу. То, что ученым удалось рассмотреть на камнях, поразило их. На десятках, сотнях, тысячах камней были выгравированы всадники на лошадях и слонах, сцены охоты на динозавров и летающих ящеров, врачи, совершающие сложные хирургические операции, ученые, разглядывающие в телескоп звездное небо, карты с неизвестными континентами в Тихом и Атлантическом океанах.
Некоторые ученые считают, что фигуры людей на камнях похожи на предков человека – неандертальцев. У них непропорционально крупная голова и большой палец руки не противопоставлен остальным пальцам.
Возможно, что одна из ветвей неандертальцев сумела достичь высокого уровня развития производительных сил, культуры, наук и искусств. Именно с этой могучей цивилизацией можно связать загадочные фигуры плоскогорья Наска и каменных исполинов острова Пасхи» (По материалам периодической печати).
Вопросы. Современные ученые с точностью установили, что динозавры вымерли 65 млн лет тому назад. Могли ли наши предки охотиться на динозавров?
Рисункам на камнях, найденным в Перу, 6 тыс. лет. Как же дошли до древних инков знания о событиях, которым многие миллионы лет?
3.Итог урока.
-Что вы нового узнали на сегодняшнем уроке?
- Что вам понравилось на уроке?
Комментированное д/з: прочитать материал учебника на ст. 3-6, выучить словарные слова.














Тема № 2. Долгий путь к человеку.
Урок – практическое занятие.
Цели: познакомить учащихся с современными концепциями времени и места появления первого человека, дать представление об изменении облика людей, их расселении и занятиях.
Основное содержание: время и место появления первого человека, расселение людей, изменение облика человека, овладение огнем, орудия труда.
Основные понятия: каменный век, палеолит, пещера, эволюция.
Оборудование урока: физическая карта полушарий.
План урока: 1. Проверка знаний.
2.Работа с терминами.
3. Объяснение нового материала.
4. Работа по рабочей тетради.
5. Творческое задание.
6. Итог урока.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверка знаний в форме устного опроса.
- Как вы считаете, ребята, что это за наука – история?
- Какие науки можно назвать историческими, помогающими понять историю человека и общества?
- Как мы можем узнать о жизни людей в прошлом?
2. Запись в тетрадь терминов, их объяснение.
3. Объяснение нового материала.
А) Знакомство с археологическими находками древнейших людей:
- работа по карте;
- чтение дополнительного материала о человеке умелом (ст.9 Метод. пособие).
Б) Работа с иллюстрациями учебника «Облик древнейших людей» (с.7).
Задание: найдите в облике питекантропа черты, присущие обезьяне. Как вы думаете, чем он уже напоминал человека?
В) Знакомство с дополнительным материалом «Эволюция видов человека»:
- австралопитеки («южные обезьяны», около 3-4 млн лет назад);
- человек умелый (2,6 млн лет назад);
- человек прямоходящий: питекантроп (обезьяночеловек, 1,6 млн лет назад), синантроп («китайский человек»);
- человек разумный: архаичная форма, неандерталец (около 300 тыс. лет назад);
- человек разумный современного типа (кроманьонец, 40-35 тыс. лет назад).
Г) Работа в группах.
Первая группа получает задание, используя иллюстрацию на с. 9, ответить на следующие вопросы:
1. Докажите, что охота была коллективным занятием человека.
2. Какие орудия использовали древние люди при охоте на крупных животных? А при охоте на мелких и быстробегающих животных?
3. Какую роль играла охота в жизни первобытного человека?
Вторая группа получает задание, используя пункт 4 учебника, а также отрывок из книги Рони Старшего «Борьба за огонь», ответить на следующие вопросы:
1. Каким образом человек мог познакомиться с огнем?
2. Какие изменения в приготовление пищи принес огонь?
3. Как сохраняли огонь первобытные люди? Почему потеря огня считалась большим несчастьем?
Д) Работа у доски «Человек – хозяин планеты Земля».
Е) Беседа с использованием иллюстрации учебника на с.10 («Пещера – жилище первобытного человека»).
Вопросы для беседы:
1. Какую роль играл коллектив сородичей в развитии человека?
2. Какие знания, необходимые в повседневной жизни, могли передавать старшие члены коллектива молодежи?
Вывод: только в коллективе человек мог стать человеком, именно там развивалась речь и мышление.
4. Работа по рабочей тетради, задания: 1, 3, 4.
5. Творческое задание (конкурс юных скульпторов, художников, декораторов), выполняется дома.
6. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как лучше жить человеку – в коллективе или одному?
Комментированное д/з п.1 прочитать и ответить на вопросы, выучить словарные слова.












«Эволюция видов человека»

- австралопитеки
(«южные обезьяны»,
около 3-4 млн лет назад);
- человек умелый
(2,6 млн лет назад);
- человек прямоходящий: питекантроп (обезьяночеловек, 1,6 млн лет назад),
синантроп («китайский человек»);
- человек разумный:
архаичная форма,
неандерталец
(около 300 тыс. лет назад);
- человек разумный современного типа - кроманьонец,
40-35 тыс. лет назад.





Первая группа
Задание: используя иллюстрацию на с. 9, ответьте на следующие вопросы:
1.Докажите, что охота была коллективным занятием человека.
2.Какие орудия использовали древние люди при охоте на крупных животных? А при охоте на мелких и быстробегающих животных?
3.Какую роль играла охота в жизни первобытного человека?

Вторая группа
Задание: используя пункт 4 учебника, а также отрывок из книги Рони Старшего «Борьба за огонь», ответить на следующие вопросы:
1.Каким образом человек мог познакомиться с огнем?
2.Какие изменения в приготовление пищи принес огонь?
3.Как сохраняли огонь первобытные люди? Почему потеря огня считалась большим несчастьем?

«Борьба за огонь»
В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках…Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота…И вот теперь он мертв!..Уламры почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель…



Тема № 3. Человек современного вида и его образ жизни.
Урок – практическое занятие.
Цели: дать представление об изменении облика людей, их расселении и занятиях; развивать умение выявлять основные черты первобытного общества и отдельных присущих ему явлений; воспитывать у детей трудолюбие и коллективизм.
Основное содержание: основные занятия древнейших людей; этапы развития первобытного общества.
Основные понятия: родовая община, племя.
План урока: 1. Проверка знаний.
2.Словарная работа.
3. Объяснение нового материала.
4. Работа по рабочей тетради.
5. Итог урока.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Проверка домашнего задания по вопросам учебника.
2.Запись в тетрадь словарных слов, рассмотрение их значения.
3.Объяснение нового материала.
А) Вводное слово: в результате длительного воздействия природы на человека, а также трудовой деятельности и коллективных форм жизни около 40 тыс. лет назад появился человек современного вида. В ходе урока мы ответим, чем он отличается от древнейшего человека, как изменились его орудия труда, его образ жизни.
Б) Работа с иллюстрацией учебника на с.11 «Эволюция первобытного человека».
Задание: описать внешний вид кроманьонца. Сравнить с первобытной обезьяной и питекантропом.
В) Беседа с классом о возникновении родового строя, с которым связан важный этап развития первобытного общества.
Вывод: только в рамках рода человек мог найти защиту и поддержку, мог выжить в условиях первобытности.
Г) Работа в группах.
Первая группа получает задание: составить рассказ об охоте первобытного человека и решить проблемное задание.
Задание: в первобытное время было много животных, которыми могли питаться люди. Однако они часто голодали. Объясните, почему такое могло случаться в древности.
Вторая группа получает задание: составить рассказ о жилище первобытных людей и решить проблемное задание.
Задание: в поселке родовой общины обычно строились большие, вместительные дома, площадью 150-200 кв. метров. Какие выводы вправе сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища?
4. Работа по рабочей тетради. Задания 2, 6.
5. Итог урока.
- Чем жизнь современного человека отличается от жизни первобытного человека?
- Как вы считаете, где жить легче, в современном мире или в древнем?
Комментированное д/з: п.2, словарные слова.























Первая группа

Составьте рассказ об охоте первобытного человека и решите проблемное задание.
Задание: в первобытное время было много животных, которыми могли питаться люди. Однако они часто голодали. Объясните, почему такое могло случаться в древности.


Вторая группа

Составьте рассказ о жилище первобытных людей и решите проблемное задание.
Задание: в поселке родовой общины обычно строились большие, вместительные дома, площадью 150-200 кв. метров. Какие выводы вправе сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища?


Проверочная словарная работа.
1.Исторические науки - это …………………………………………

…………………………………………………………………………
2.Наука, изучающая историю древних народов по сохранившимся вещественным памятникам -……………………..

3.Древний каменный век называют ………………………………..

4.Эволюция – это…………………………………………………….

5.Племя – это…………………………………………………………

…………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………

Тема № 4. Культура первобытного человека.
Цели: дать представление о том, как древний человек воспринимал явления окружающего мира через образы складывающегося искусства и религиозные представления; развивать умение образно описывать первобытного человека, его жизнь и занятия; воспитывать у детей любовь к искусству.
Основное содержание: происхождение искусства и религиозные представления.
Основные понятия: искусство, религия, магия, шаман, миф.
План урока: 1.Проверка д/з.
2. Словарная работа.
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление изученного.
5. Итог урока.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверка знаний - письменная проверочная словарная работа.
2.Работа с терминами.
Искусство – творческое отражение действительности человеком.
Религия – поклонение, вера в существование высшей, божественной силы, бога или богов.
3.Объяснение нового материала.
А) Комментированное чтение с использованием иллюстраций параграфа на ст. 15-18.
Б) Объяснение с элементами беседы.
-После удачной охоты человек хотел выразить переполнявшие его эмоции. Используя подручный материал, прежде всего камни, глину, золу, древесный уголь, древний человек стал делать рисунки на стенах пещер.
Чтение вслух текста из раздела «Для любознательных» об открытии пещерной живописи.
4.Закрепление изученного материала осуществляется по вопросам в конце параграфа, выполнение задания № 4 из рабочей тетради.
5.Итог урока.
- Как вы считаете, первобытный человек знал больше современного или меньше?
Комментированное д/з: п.4, подготовка к конкурсу первобытных мастеров.
Археологические раскопки

Название предмета Изобра-
жение Для чего предназначался
1. Гарпун

2. Дубина

3. Заостренная галька

4. Зернотерка

5. Каменный серп

6.Каменный топор

7.Копье

8. Костяная проколка

9. Лук

10. Металлический серп

11. Металлический топор

12. Мотыга

13. Отливка металлического топора
14. Отливка меча

15. Палка-копалка
16. Плуг
17. Рубило
18. Сверленный каменный топор
19. Сверло
20. Скребло
21. Ткацкий станок
Тема № 5. Последний этап истории первобытного общества.
Урок – экскурсия
Цели: дать представление о том, как возникло земледелие и скотоводство; развивать умение определять длительность отдельных исторических событий и явлений первобытной эпохи; воспитывать у детей трудолюбие.
Основное содержание: быт древнего человека, изобретения первобытных людей.
Основные понятия: земледелие, скотоводство, неолит.
План урока: 1.Проверка знаний.
2.Практическое занятие.
3.Обсуждение темы.
4.Работа с терминами.
5.Итог урока.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Проверка знаний в форме беседы:
-Мог ли в нашей местности появиться древний человек?
-Какие природные условия нашей местности отличаются от тех районов земли, где появились древнейшие люди? Что общего в этих условиях?
-Что в нашей местности древний человек мог использовать себе в пищу?
2.Практическое занятие.
-Представьте себя древними людьми. Еще нет спичек, пороха, радио, телевидения. Попытаемся изготовить из подручных материалов орудия труда (скребок, топор, копье).
-Быт древних людей был тяжелым, им постоянно приходилось бороться за свое существование. Но шло время, совершенствовались орудия древних людей.
3.Обсуждение темы.
Вопросы. Посмотрим на практике, что дало человеку изобретение лука и стрел. Представьте себе, что перед вами быстроногий олень. Будет ли он спокойно стоять на месте, подпуская охотника на близкое расстояние? Конечно, нет. Стремительно взлетит и любая птица. Но вот вместо копья в руках человека оказались лук и стрелы. Что получил человек, изобретя лук? (Изобретение лука и стрел помогло сделать охоту более успешной, увеличить количество пищи древнего человека.)
Другим новшеством стало возникновение скотоводства и земледелия. Скотоводство возникло из чувства жалости, присущее древним людям, - они не убивали детенышей животных, выхаживали раненых. Так были приручены овцы, козы, птица, позже – крупный рогатый скот.
-Почему человек оставлял жить некоторых животных, какую пользу они ему приносили?
Возникновение земледелия объясняется случайно оброненными семенами, которые давали всходы поблизости от жилища древнего человека.
-Как вы думаете, в чем преимущество земледелия перед собирательством? Какие новые орудия труда появились у человека?
Закрепление нового материала.
- Какие изменения произошли с переходом к земледелию и скотоводству? Почему стали разрушаться родовые отношения? Почему новому обществу требовались новые формы управления и защиты?
Практическое использование изготовленных детьми поделок. Конкурс первобытных мастеров.
4. Работа с терминами.
Устно разбирается смысл понятий.
Земледелие-возделывание, обработка земли с целью выращивания с/х растений.
Скотоводство-разведение крупного и мелкого рогатого скота для получения мяса, молока, шкур, шерсти и других продуктов.
5.Итог урока.
-Что вам понравилось на уроке больше всего?
-Что бы вы еще хотели узнать о древних людях?
Комментированное д/з: подготовка к проверочной работе.










Тема № 6. Появление неравенства и знати. Счет лет в истории.
Урок – обобщение.
Цели: дать представление о причинах появления неравенства в древности; научить вести счет лет в истории; обобщить пройденный материал.
Основное содержание: переход к производящему хозяйству - важнейшее событие в истории человечества. Начало сельского хозяйства.
Понятия и термины: добывающее хозяйство, производящее хозяйство; сельское хозяйство; знать; наша эра.
План урока: 1. Проверочная работа.
2. Работа с терминами.
3. Появление знати.
4. Счет лет в истории.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверочная работа.
2. Словарная работа.
Присваивающее хозяйство – хозяйство, при котором основную пищу люди получали от занятий охотой и собирательством.
Производящее хозяйство – хозяйство, при котором основную пищу люди получали от занятий земледелием и скотоводством.
Вопросы. Какой вид хозяйства более надежный? (Производящее хозяйство, так как человек зависит во многом от результатов собственного труда, а не от капризов природы.)
Что нужно было сделать человеку для перехода к производящему хозяйству? (Усовершенствовать орудия труда, особенно те, которыми обрабатывали землю.)
Чтение текста на с. 15 «Информация к размышлению».
Вопрос. К какой стадии земледелия относится описание Миклухо-Маклая?
3. Появление знати. Рассказ учителя.
4. Счет лет в истории.
Объяснение с использованием наглядности (все дети чертят в тетрадях ленту времени, отмечают на ней известные даты).
Вопросы. А теперь для закрепления понятия о счете лет в истории решим несколько задач. Мы только что записали с вами, что Цезаря, известного римского политика, убили в 44 г. до н.э. Сколько лет прошло с тех пор?
В 480 г. до н.э. состоялась битва при Саламине. В 1480 г. Русь свергла монголо-татарское иго. Сколько лет прошло между этими двумя событиями?
Рим основан в 753 г. до н.э. Сколько лет прошло с его основания до сегодняшнего дня?
5. Итог урока.
- Чем сегодня вы дополнили свои знания о древнем мире?
- Хотелось бы вам жить в древнем мире или нет?































Итоговая проверочная работа по истории Древнего мира.
1.В каком первобытном коллективе главную роль играли родственные отношения?
А) в человеческом стаде; Б) в родовой общине;
В) в государстве.
2.В каком первобытном коллективе действовал обычай: «один за всех, все за одного»?
А) в человеческом стаде; Б) в родовой общине;
В) в государстве.
3.Что позволило первобытному человеку пережить ледниковый период?
А) собирательство; Б) изобретение металлических орудий труда;
В) овладение огнем.
4.Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?
А) цари; Б) жрецы;
В) старейшины.
5.Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда:
А) медь; Б) бронза;
В) железо.
6.Из чего первобытные люди делали одежду?
А) из шелка; Б) из льна;
В) из хлопка.
7.Первое домашнее животное, прирученное человеком:
А) корова; Б) лошадь;
В) собака.
8.Несколько родовых общин, живших в одной местности:
А) человеческое стадо; Б) племя;
В) соседская община.
9.В каком человеческом коллективе появилось имущественное неравенство?
А) в человеческом стаде; Б) в родовой общине;
В) в соседской общине.
10.Закончить предложения.
Важнейшими занятиями древних людей были………………………
…………………………………………………………………………………
Изготовление различных изделий называют………………………..
Верования первобытных людей в колдовство, в оборотней, в душу, в жизнь после смерти называются……………………………
Тема № 7. Государство на берегах Нила.
Цели урока: познакомить учащихся с географическим положением, природно-климатическими условиями; учить детей обозначать на карте территории и границы государства; развивать интерес и уважение к истории и культуре другого народа.
Основное содержание: Древние историки о Египте. Местоположение, климат.
Термины и понятия: цивилизация, фараон, саркофаг, некрополь, рельеф.
Оборудование урока: карта «Египет и Междуречье», контурная карта.
План урока: 1. Проверка знаний. 2. Археологические открытия. 3. Древние историки о Египте. 4. Работа с терминами.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверка знаний (беглый опрос).
2. Археологические открытия.
Вступительное слово. Впервые мы с вами будем изучать древнюю историю отдельной страны, причем страны, существующей и ныне. Хотя систематизированное и научное изучение Египта началось только в 19 веке, но историки прошлого уделяли Египту достаточно много внимания.
Комментированное чтение текста учебника «Раскопки археолога Картера».
Работа с иллюстрациями на с. 28-29.
Вопросы для беседы:
1. На что вы обратили внимание, рассматривая иллюстрации?
2. Что необычного вам в них показалось?
3. Чем они вас удивили?
4. Рисунки вещей, найденных в гробнице фараона, и рисунки в гробнице фараона – что могут рассказать они о жизни египтянина в древности?
5. О каких сторонах жизни египтянина рассказывают найденные археологами предметы?
3. Древние историки о Египте.
«Отец истории» Геродот проплыл по Нилу от северных до южных границ страны, увидел много старинных памятников, беседовал со знающими греческий язык египтянами о прошлом их родины. Другой грек – писатель Плутарх – посвятил целую книгу египетской религии. Его произведение называлось «Об Исиде и Осирисе». Конечно, не все, сообщенное в этих книгах, соответствовало истине. Так, со слов своих египетских собеседников, Геродот отмечал, что египтяне во времена правления фараона Сесостриса доходили с завоевательными походами до современной территории России – северного берега Черного моря. Но позднейшие исследования показали, что египтяне никогда там не были. Но в целом книгами древних авторов можно пользоваться как интересным источником знаний о древнем Египте.
Сегодня с вами мы познакомимся с отрывком из работ греческого историка Диодора Сицилийского, жившего в 1 в. до н.э. В его труде «Историческая библиотека», который насчитывал 40 томов, описана история Египта, Вавилона, Ассирии. До наших дней дошло 14 книг из его «Библиотеки».
Чтение информации к размышлению на с.18.
Решение исторической задачи: Чему равна длина прибрежной полосы Египта и его протяженность в глубь африканского материка, если одна стадия составляла тогда 184, 97 м? (Длина прибрежной полосы 369, 94 км, а протяженность страны в глубь Африки 1109, 82 км)
Работа с контурной картой.
Знакомство с приемами работы с контурными картами.
Обозначение территории Египта на карте.
4.Работа с терминами.
Запись словарных слов в словарь.
5.Итог урока.
-С каким государством мы познакомились на уроке?
-Чем отличается первая цивилизация от древности?
Комментированное д/з п.5, закрепить «Летоисчисление» на с.31.








Тема № 8. «Египет – дар Нила».
Цели урока: познакомить учащихся с ирригационной системой, показать трудности жизни простого народа; учить детей определять характерные черты жизни египетского крестьянина; воспитывать трудолюбие у учащихся.
Основное содержание: Плотины, каналы, ирригационное хозяйство. Земледельческие работы.
Основные понятия и термины: шадуф, «красная» и «черная земля», ирригация, каналы, плотины.
Оборудование урока: учебники, хрестоматии.
План урока: 1.Проверка знаний.
2.Ознакомительный рассказ учителя о географическом положении Египта.
3.Работа с иллюстрациями и заданием на с. 34.
4. Обобщение и закрепление материала.
5. Словарная работа.
Ход урока:
1. Организационный момент. Проверка знаний.
Работа по вопросам учебника. Работа с «лентой времени».
Задание. Нанесите на ленту следующие даты: основание Рима (753 до н.э.), год издания учебника, год в котором мы живем, год завоевания Египта Персией (525 до н.э.), год, когда Египет стал римской провинцией (30 г. до н.э.).
2. Ознакомительный рассказ о географическом положении Египта. Работа учащихся с картой на с. 33.
Используя карту, расскажите:
1. Как называется протекающая по территории Египта река, в какое море она впадает?
2. В каком направлении она течет?
3. Что означает желтый и зеленый цвет на карте?
4. Что такое оазис?
5. Какие животные могли обитать на берегах реки?
6. Чем могли заниматься жители Древнего Египта?
7. Как вы думаете, какое влияние на жизнь египтян оказывали природные условия?
3. Работа с иллюстрациями и заданием на с. 34.
Задание для учащихся: используя схему разлива Нила, расскажите, как распределялись работы в зависимости от времени года.
Работа со схемой «Система плотин и запруд в Египте» на с.28.
Работа в тетрадях. Запись календаря с/х работ в Древнем Египте на с.30.
4.Обобщение и закрепление пройденного материала.
Вопросы для беседы:
1. Что положительного и что отрицательного в жизни египтянина было связано с разливами Нила?
2. Как вы понимаете слова греческого историка Диодора Сицилийского, что «Египет укреплен со всех сторон самой природой»?
5.Словарная работа.
Ирригация - искусственное орошение недостаточно увлажненных почв с целью повышения их плодородия.
Каналы – в данном случае наполненное водой искусственное русло, предназначенное для водоснабжения и орошения, отвода или стока воды. Могут быть судоходны.
Плотины – сооружения, которыми преграждают течение реки для подъема ее уровня.
6. Итог урока.
- Как вы думаете, трудная ли была жизнь у простого египтянина?
- В чем заключались трудности?
Комментированное д/з п.6, выучить словарные слова.




















Ирригация - искусственное орошение недостаточно увлажненных почв с целью повышения их плодородия.

Каналы – в данном случае наполненное водой искусственное русло, предназначенное для водоснабжения и орошения, отвода или стока воды. Могут быть судоходны.

Плотины – сооружения, которыми преграждают течение реки для подъема ее уровня.



Тема № 9. История длиною в четыре тысячелетия.
Цели урока: познакомить учащихся с историей Египта; развивать умение работать с лентой времени; воспитывать у детей чувство ответственности за свои поступки.
Основное содержание: Верхний и Нижний Египет. Основные этапы истории Египта.
План урока: 1.Летоисчисление.
2.Верхний и Нижний Египет.
3. Основные этапы истории Древнего Египта.
4.Итог урока.
Ход урока:
1. Организационный момент. Проверка д/з, работа по карте.
-В какой части Африки находится Египет?
-Покажите на карте территорию Древнего Египта.
-Покажите на карте страну Черной земли и опишите словами ее географическое положение.
-Покажите на карте реку, которую, по преданию, наполняет водой бог Хапи.
-Почему Нил считается одной из самых больших рек в мире?
-Что такое пороги? Покажите на карте Древнего Египта их расположение.
-Что такое дельта? Где она расположена? Покажите этот район Египта на карте.
2. Летоисчисление.
Повторение материала учебника на с.11.
Работа в тетрадях с лентой времени. Нанесение на ленту основных дат из истории Древнего Египта из материала учебника, проверка у доски.
3.Верхний и Нижний Египет.
Рассказ учителя с показом территории на карте.
Вопросы для обсуждения:
1.Что стало символом объединенного Египта?
2.Как называлась столица объединенного Египта?
4.Основные этапы истории Древнего Египта.
Комментированное чтение текста учебника с.36-37.
Чтение дополнительного материала на с.53-54 о самой большой пирамиде (мет. рек.)
Работа со схемой «Торговый путь между Египтом и Вавилоном», занесение схемы в тетрадь, с.45.
Закрепление материала по вопросам:
-Какие периоды выделяются в истории Египта?
-Как звали последнюю египетскую царицу?
-Какой фараон построил себе самую большую пирамиду?
5.Итог урока.
-Что на уроке вам лучше всего запомнилось?
-Какой материал вам показался трудным?
Комментированное д/з п.7



























Тема № 10. Общество Древнего Египта.
Цели урока: познакомить с бытом и образом жизни представителей привилегированных и непривилегированных слоев древнеегипетского общества; развивать умение сравнительно воссоздавать образы всех слоев египетского общества; воспитывать у детей уважение ко всем профессиям.
Основное содержание: Фараон. Древние египтяне и их занятия. Ремесленные профессии.
Основные понятия и термины: фараон, вельможи, ремесленники, деспот, деспотия, папирус, чати, жрецы.
Оборудование урока: учебники, хрестоматии.
План урока: 1.Проверка знаний.
2.Рассказ учителя о египетском обществе.
3.Работа с терминами.
4.Итог урока.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Проверка д/з – устный опрос.
2.Рассказ учителя о египетском обществе.
В обществе прослеживалась четкая иерархия. На самом пике пирамиды власти был фараон – правитель Египта. Работа с иллюстрацией на с.38.
Работа с документом на с.39.
Чтение дополнительного материала «Повседневная жизнь египтян» на с.22-23.
Конкурс юных детективов.
Чтение отрывка из источника «Поучение Хети» на с.21.
Вопросы: Почему так плохо жили простые люди в Древнем Египте? Как вы считаете, какая ремесленная специальность была самая тяжелая в Древнем Египте?
Работа с иллюстрациями учебника в группах (с.32).
Одна группа получает задание внимательно рассмотреть иллюстрации на с.45 и рассказать о работе египетского земледельца (чем занимаются, какие орудия и каких животных используют).
Другая группа рассказывает о труде ремесленника, используя иллюстрации на с.46
Закрепление материала:
Викторина «На службе у фараона» с.30.
Работа над заданиями из рабочей тетради, с.18.
3.Работа с терминами.
Фараон-правитель Древнего Египта.
Ремесленник-работник, занимающийся мелким ручным производством различных необходимых в хозяйстве изделий.
4.Итог урока.
-Какая группа населения Египта жила лучше всех?
-Людей каких профессий вам стало жалко и почему?
Комментированное д/з п.8-9.






























Тема № 11. Как жили в Древнем Египте.
Урок – практическое занятие.
Цели урока: познакомить учащихся с условиями жизни в Древнем Египте; развивать умение образно описывать жизнь египтян.
Основное содержание: Дворец фараона. Поместье богатого вельможи. Дом ремесленника.
План урока: 1.Проверка знаний.
2.Как жили в Египте.
3. Закрепление материала.
4.Итог урока.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Проверка знаний по вопросам учебника.
2.Как жили в Египте.
-Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие во дворец фараона. Прошло много тысячелетий, и теперь каждый может войти во дворец, чего ранее был лишен простой смертный. На рисунке (с.47) изображен дворец фараона и он сам на балконе. К балкону сходятся чиновники, чтобы лицезреть своего повелителя. С балкона фараон обычно раздавал подарки наиболее отличившимся. Вот и сейчас он бросает своему любимцу золотую диадему. Чиновник, подняв руки к небу, произносит хвалебную речь в честь фараона, восхваляя его успехи в военных походах. А в правой верхней части рисунка фараон принимает послов с подношениями. Послы прибыли в Египет, чтобы высказать свое восхищение повелителю этой страны и признать власть Египта.
В отличие от дворца фараона вельможи жили в поместье, которое изображено на с.49.
Задание классу, работа по группам: одна группа читает о поместье вельможи, рассматривает рисунок, использует документ на с.48 и составляет рассказ: «Один день в доме богатого чиновника». Другая группа рассказывает об одном дне, проведенном в доме ремесленника.
3.Закрепление материала.
Задание классу: заполнить таблицу на тему «Общество Древнего Египта».

Какие имел
привилегии Какие имел
обязанности Где жил Какую одежду носил
Фараон
Вельможа
Жрец
Земледелец
4.Итог урока.
- Что на уроке вы запомнили лучше всего?
-О чем вам хотелось бы прочитать подробнее?
Комментированное д/з по рисункам, помещенным в параграфе, составьте коллекцию для музея и проведите по нему экскурсию.




























Тема № 12. Религия древних египтян.
Лабораторно-практическая работа с использованием учебника и документов.
Цели урока: дать представление о религиозных верованиях древних египтян; развивать умение раскрывать своеобразие египетской религии; воспитывать уважение к мировым культурным традициям.
Основное содержание: Жрецы. Почитание богов и праздники.
Термины и понятия: скарабеи, амулет, анх.
План урока: 1.Проверка д/з.
2.Особенности религиозных верований египтян.
3.Миф об Осирисе и Исиде.
4.Словарная работа.
5.Итог урока.
Ход урока:
1.Организационный момент. Проверка д/з.
2.Особенности религиозных верований египтян.
Рассказ учителя о богах Древнего Египта с привлечением иллюстраций учебника.
Вопросы для беседы:
1.Как египтяне представляли богов?
2.Почему многие из них изображались с головами животных?
3.Почему бог солнца стал одним из главных богов египтян?
Запись в тетрадь.
1.Культ животных. Наиболее почитаемые: бык, корова, баран, змея, крокодил, кошка, лев, шакал, сокол.
2.Изображение богов в облике человека, но с головой животного: Тот – бог мудрости и письма с клювом ибиса, Сехмет – богиня войны – с мордой львицы.
3.Многобожие. Главный бог Амон-Ра, бог солнца; Хапи – бог Нила; Сет – бог пустыни; Осирис – бог растительности; Исида – богиня плодородия.
Работа с документами.
Вопросы к документу:
1.Какие священные животные упоминаются в этом тексте?
2.Как вы думаете, почему к ним такое отношение?
3.Попробуйте объяснить, почему в Древнем Египте существовал культ кошки.
3. «Миф об Осирисе и Исиде».
Комментированное чтение учебника, с.54.
Вопрос:
Какие явления природы отражены в мифе об Осирисе?
4.Словарная работа.
5.Итог урока.
-Что нового о египтянах вы узнали на уроке?
-Как вы думаете, почему у египтян было много богов?
Комментированное д/з п.11, написать гимн какому-либо богу.































Раздаточный материал.
Культ животных.
…Хотя Египет граничит с Ливией, в нем не особенно много зверей. Но все животные, которые там есть, как домашние, так и дикие, считаются священными…Для ухода за животными каждой породы назначены из египтян особые служители – мужчины и женщины, и эти должности переходят по наследству от отца к сыну. Каждый житель города высказывает свое благоговение перед священным животным следующим
Образом. После молитвы богу, которому посвящено данное животное, они стригут своим детям всю голову, половину или только треть головы и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбы в пищу животным. Таков способ питания этих животных. Если кто-нибудь умышленно убьет какое-нибудь из этих животных, того карают смертью; если же – неумышленно, то платит пеню, установленную жрецами. А кто убьет ибиса или ястреба, должен во всяком случае умереть.
66. …Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околевает собака, то все стригут себе волосы на теле и на голове.
67. трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах…
69. так вот в иных областях Египта крокодилы считаются священными, а в других – нет и с ними даже обходятся, как с врагами. Жители Фив и области Меридова озера почитают крокодилов священными. Там содержат по одному ручному крокодилу. В уши этому крокодилу вдевают серьги из стекла с золотом, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную священную пищу, и пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях. Жители города Элефантины, напротив, не почитают крокодилов священными и даже употребляют их в пищу…





Тема № 13. В царстве Осириса.
Цели урока: познакомить учащихся с обрядом погребения в Древнем Египте; развивать умение самостоятельно выявлять причинно-следственные связи: от причин к следствиям и от следствий к причинам; воспитывать у детей любознательность.
Основное содержание: Гробницы и мумии. Храмы и обряды. Семь чудес света.
Термины и понятия: мумия, пирамида, ушебти, сфинкс.
Оборудование урока: иллюстрации семи чудес света, книга для чтения по истории.
План урока: 1.Гробницы и мумии.
2.Храмы и обряды.
3.Пирамиды и их тайны.
4.Словарная работа.
5.Итог урока.
Ход урока:
1.Организационный момент. Проверка д/з – чтение гимнов, беглый опрос.
2.Гробницы и мумии.
Рассказ учителя о том, как египтяне представляли себе царство мертвых, как происходило изготовление мумии и как Осирис вершил свой суд.
Задание классу: рассмотрите внимательно рисунок на древнеегипетском папирусе «Суд Осириса» (с.56) и ответьте на вопросы:
1.Как вы думаете, где происходит это действие?
2.Кто из богов изображен на египетском папирусе?
3.Какую роль в этом действии играют весы?
Чтение дополнительного материала «Царство мертвых» на с.40-42.
3.Храмы и обряды.
Групповая работа с документом «Книга мертвых».
Задание: прочитайте документ и ответьте на вопросы.
1.Какие прегрешения были самыми распространенными в Египте?
2.Подсчитайте, каких преступлений было указано больше в оправдательной речи: моральных, имущественных, криминальных, против бога.
3.Можно ли считать изложенные в клятве требования к повседневной жизни египтян современными?
4.Что из них можно выполнять и нам, живущим уже в третьем тысячелетии новой эры?
4.Пирамиды и их тайны.
Знакомство с дополнительным материалом о семи чудесах света.
Чтение раздела для любознательных, беседа о прочитанном.
Вопросы для беседы:
1.О чем может рассказать пирамида?
2.Почему ее называют чудом света?
3.Какие знания были необходимы для строительства пирамид?
Чтение дополнительного материала «Кто строил пирамиды?» на с.31-32.
5.Словарная работа.
Задание: найдите в тексте значение словарных слов, прочитайте и запишите в словарь.
6.Итог урока.
-Что из услышанного на уроке показалось вам наиболее интересным? Почему?
-С какими достижениями египетской культуры вы хотели бы еще познакомиться?
Комментированное д/з п.12, выучить словарные слова.

















Отрывок из «Книги мертвых»
Попадающий в царство Осириса произносил длинную оправдательную речь, состоящую из одних отрицаний:
Я не чинил зла людям.
Я не нанес ущерба скоту.
Я не совершил греха в месте Истины…
Я не творил дурного…
Имя мое не коснулось слуха кормчего священной ладьи.
Я не кощунствовал.
Я не поднимал руку на слабого.
Я не делал мерзкого пред богами.
Я не угнетал раба пред лицом его господина.
Я не был причиною недуга.
Я не был причиною слез.
Я не убивал.
Я не приказывал убивать.
Я никому не причинял страданий.
Я не истощал припасы в храмах.
Я не портил хлебы богов.
Я не присваивал хлебы умерших.
Я не сквернословил.
Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от нее.
Я не давил на гирю.
Я не плутовал с отвесом.
Я не отнимал молока от уст детей.
Я не сгонял овец и коз с пастбища их.
Я не ловил в силки птицу богов.
Я не ловил рыбу богов в прудах ее.
Я не останавливал воду в пору ее.
Я не преграждал путь бегущей воде.
Я не гасил жертвенного огня в час его.
Я не пропускал дней мясных жертвоприношений.
Я не распугивал стада в имениях бога.
Я не чинил препятствий богу в его выходе.

Тема № 14. Тайна иероглифов.
Цели урока: дать представление о возникновении письменности и научных знаний в Древнем Египте; развивать умение выделять главное из текста; воспитывать любознательность.
Основное содержание: Что знали египтяне. Письмо и школа.
Понятия: иероглифы, фонетическое письмо, папирус.
План урока: 1.Проверка знаний.
2.Иероглифы.
3.Открытие Шампольона.
4.Медицина в Древнем Египте.
5.Загадка иероглифов Абидоса.
6.Работа с понятиями.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Проверка знаний в форме разгадывания кроссвордов.
2.Работа с понятиями.
Фонетическое письмо – запись знаками отдельных звуков.
Папирус – материал для письма, изготовлявшийся из одноименного тропического тростникового растения египтянами и другими древними народами.
Иероглиф – фигурный знак в системе идеографического письма, обозначающий понятие, слог или звук.
Учитель рисует несколько иероглифов на доске, дети отвечают на вопросы:
1.В чем сложность чтения такого письма?
2.Могли ли им овладеть все жители Древнего Египта?
Задание: напишите с помощью иероглифов фразу: «Я летом отдыхаю на озере».
3.Открытие Шампольона.
Рассказ учителя об открытии с прочтением наиболее интересных фактов на с.38.
Вопросы для беседы:
1.Как же учили писать египтян?
2.Когда и кем был открыт секрет египетской письменности?
3.Как удалось ее расшифровать?
Игровое занятие «Путешествие в египетскую школу».
А сейчас мы отправляемся в египетскую школу, чтобы посмотреть, чем она отличается от современной, кто учился в школе и чему в ней учили. Итак, путешествие начинается.
Перед входом в школу мы видим «Наставление непослушному ученику». Давайте его прочтем. Чтение учителем текста на с.45-46. Работа по вопросам к тексту.
Прежде чем войти в школу, вам надо сдать экзамен на знание истории Древнего Египта (все ученики пишут маленький проверочный тест).
А сейчас мы отправляемся на урок математики.
Вопрос:
Как вы думаете, что способствовало появлению математических знаний?
Решение древнеегипетских математических задач.
4.Медицина в Древнем Египте.
Рассказ учителя о возникновении научных знаний.
Работа с источником: прочтение текста и работа по вопросам.
Вопросы. О каком уровне знаний врачей Древнего Египта свидетельствует этот отрывок? Какая отрасль медицины развивалась в Древнем Египте успешно, судя по этому отрывку?
5.Загадка иероглифов Абидоса.
Египетские иероглифы до сих пор таят множество загадок. Послушайте об одной из них.
Чтение текста учителем и работа по вопросам.
Вопросы. Какими знаниями обладали древние египтяне, судя по приведенному отрывку? Если древние египтяне на самом деле умели летать на древних самолетах, то куда исчезли эти аппараты и знания о них?
6.Итог урока.
-Как вы считаете, в Древнем Египте легко было получить знания?
-Что вас заинтересовало на уроке больше всего?
Комментированное д/з п.13, подготовиться к проверочной работе.







Вариант 1.
Вопросы:
1.Место поклонения богам.
2.Первая страна Древнего мира,
историю которой мы начали изучать.
3.Вид украшения.
4.Гробница фараонов.
5.Колоссальная скульптура,
созданная еще до постройки пирамид.
При правильных ответах по вертикали
должно получиться
слово – имя фараона, построившего
себе одну из самых знаменитых пирамид.

Тест.
1.Египтяне писали на:
А) пергаменте; б) бумаге; в) папирусе.
2.Высшая власть в Египте принадлежала:
А) вождю; б) фараону; в) совету старейшин.
3.Самая высокая египетская пирамида:
А) Тутанхамона; б) Тутмоса III; в) Хеопса.
4.Фараон в Египте считался;
А) сыном Земли; б) сыном Неба; в) сыном Солнца.

Вариант 2.
Вопросы:
1.Выпуклое изображение на плоскости.
2.Египетский фараон, восставший
против власти жрецов Атона.
3.Место захоронения мумии.
4.Египетский фараон, чья гробница
была вскрыта лишь в двадцатые годы 20 в.
5.Каменная «игла фараона».
6.Самая известная египетская царица,
чье изображение дошло до наших дней.
При правильных ответах по вертикали
должно получиться слово – правитель Египта.
Тест.
1.Египтяне писали на:
А) пергаменте; б) бумаге; в) папирусе.
2.Высшая власть в Египте принадлежала:
А) вождю; б) фараону; в) совету старейшин.
3.Самая высокая египетская пирамида:
А) Тутанхамона; б) Тутмоса III; в) Хеопса.
4.Фараон в Египте считался;
А) сыном Земли; б) сыном Неба; в) сыном Солнца.
Документ. «Из предписания врачу относительно перелома черепа без повреждения мягких тканей головы».
«Если ты осматриваешь человека с проломом черепа под кожей его головы и нет ничего на ней, то ты ощупай его рану. Ты найдешь выступающую опухоль на наружной стороне пролома, что в его голове, а глаз его скошенным из-за этого на той стороне, которая находится под травмой, и что идет (он) и волочит подошву. Ты должен определить ее как травму, нанесенную извне, причем головка сустава его плеча не отделена, а вместе с тем ногти его пальцев скрючены в середину руки; он источает кровь из своих ноздрей и страдает несгибаемостью шеи. Недуг неизлечим».



























Тема № 15. Повторительно – обобщающий урок по теме «Древний Египет».
Цели урока: систематизировать знания учащихся о Древнем Египте; связать знания об отдельных событиях истории Древнего Египта в относительно целостное представление об историческом процессе в IV-III вв. до н.э., развивать навыки логического мышления; закрепить умения работы с картой, тестами, чайнвордами.
Оборудование урока: карта «Древний Египет», чайнворды, тесты для каждой команды, раздаточный материал.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Постановка целей и задач урока. Знакомство с командами.
2.Работа с командами.
1.Тесты.
1) «Жилище» богов в Древнем Египте:
А) саркофаг; б) пирамида; в) храм.
2) Служители богов в Древнем Египте:
А) вельможи; б) жрецы; в) фараоны.
3) Египетский бог, фараон и судья в царстве мертвых:
А) Амон-Ра; б) Осирис; в) Тутмос.
4) Египетский бог, приводивший умерших на суд Осириса:
А) Апис; б) Анубис; в) Хеопс.
5) Священный бык древних египтян, содержащийся в одном из храмов в городе Мемфисе:
А) Апис; б) Сфинкс; в) Осирис.
6) Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте:
А) саркофаг; б) пирамида; в) мумия.
7) Как называлось в Древнем Египте высушенное тело, обмотанное бинтами:
А) амулет; б) саркофаг; в) мумия.
8) Гробница фараона в Древнем Египте:
А) храм; б) пирамида; в) сфинкс.
9) Египетский фараон, чья гробница оказалась единственной, не тронутой грабителями:
А) Тутанхамон; б) Хеопс; в) Тутмос.
10) Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида:
А) Эхнатон; б) Хеопс; в) Тутанхамон.
2.Чайнворд.
Пирамиды являются одним из семи чудес света. Нашим следующим заданием и будет построить свою пирамиду, начав с основания.
16
15 14
12 13
11
8 9 10
7 6 5 4
1 2 3
Вопросы:
1) Приспособление, с помощью которого поднимали воду на поля.
2) Неограниченный правитель в Египте – царь.
3) Человек, заставляющий работать рабов с помощью плети и палки.
4) Египтяне не только строили дамбы, но и рыли…
5) Водяное растение, считавшееся в Египте священным.
6) Злой бог пустыни, убивший, по легенде, бога Осириса.
7) Фараон, который вел войны в Азии.
8) Мастер, украшавший храмы статуями богов, животных и т.д.
9) Бог солнца.
10) Искусство счета, часть математики, известное египтянам.
11) Человек, наблюдающий за звездами, предсказывающий разливы.
12) Столица объединенного Египта около 3000 лет до н.э.
13) Огромная каменная статуя льва с головой человека.
14) Ветры, дующие до 50 дней подряд ежегодно.
15) Знак-рисунок, обозначавший слово или часть слова.
16) Новая столица Египта около 2000 лет назад.
3.Логическая цепочка.
Объяснить, по какому принципу слова объединены в один ряд и какое слово лишнее.
А) Тутмос, Хеопс, Тот, Тутанхамон, Эхнатон.
Б) ювелиры, ткачи, столяры, писцы, кожевники.
4.Соотнести события и даты.
3000 лет до н.э. Походы Тутмоса III в Азию
2600 год до н.э. Объединение Южного и Северного Египта
1500 год до н.э. Постройка пирамиды Хеопса
5. Решение познавательных задач.
Не всегда считается приличным надеть два головных убора на одну голову, но один египтянин именно так и поступил. Чем был вызван этот поступок, и кем был этот египтянин?

В Древнем Египте «страну мертвых» часто называли Аметис. В переводе это слово означает «запад». Чем объяснить подобное название?

3.Подведение итогов урока.
Комментированное д/з: нарисовать рисунок, ребус на тему «Древний Египет».


























Проверочная работа по истории Древнего Египта для 5 кл.
1.Тесты.
1) «Жилище» богов в Древнем Египте:
А) саркофаг; б) пирамида; в) храм.
2) Служители богов в Древнем Египте:
А) вельможи; б) жрецы; в) фараоны.
3) Египетский бог, фараон и судья в царстве мертвых:
А) Амон-Ра; б) Осирис; в) Тутмос.
4) Египетский бог, приводивший умерших на суд Осириса:
А) Апис; б) Анубис; в) Хеопс.
5) Священный бык древних египтян, содержащийся в одном из храмов в городе Мемфисе:
А) Апис; б) Сфинкс; в) Осирис.
6) Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте:
А) саркофаг; б) пирамида; в) мумия.
7) Как называлось в Древнем Египте высушенное тело, обмотанное бинтами:
А) амулет; б) саркофаг; в) мумия.
8) Гробница фараона в Древнем Египте:
А) храм; б) пирамида; в) сфинкс.
9) Египетский фараон, чья гробница оказалась единственной, не тронутой грабителями:
А) Тутанхамон; б) Хеопс; в) Тутмос.
10) Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида:
А) Эхнатон; б) Хеопс; в) Тутанхамон.

2.Чайнворд.
Пирамиды являются одним из семи чудес света. Нашим следующим заданием и будет построить свою пирамиду, начав с основания.
16
15 14
12 13
11
8 9 10
7 6 5 4
1 2 3
Вопросы:
1) Приспособление, с помощью которого поднимали воду на поля.
2) Неограниченный правитель в Египте – царь.
3) Человек, заставляющий работать рабов с помощью плети и палки.
4) Египтяне не только строили дамбы, но и рыли…
5) Водяное растение, считавшееся в Египте священным.
6) Злой бог пустыни, убивший, по легенде, бога Осириса.
7) Фараон, который вел войны в Азии.
8) Мастер, украшавший храмы статуями богов, животных и т.д.
9) Бог солнца.
10) Искусство счета, часть математики, известное египтянам.
11) Человек, наблюдающий за звездами, предсказывающий разливы.
12) Столица объединенного Египта около 3000 лет до н.э.
13) Огромная каменная статуя льва с головой человека.
14) Ветры, дующие до 50 дней подряд ежегодно.
15) Знак-рисунок, обозначавший слово или часть слова.
16) Новая столица Египта около 2000 лет назад.

3.Логическая цепочка.
Объяснить, по какому принципу слова объединены в один ряд и какое слово лишнее.
А) Тутмос, Хеопс, Тот, Тутанхамон, Эхнатон.
Б) ювелиры, ткачи, столяры, писцы, кожевники.

4.Соотнести события и даты.
3000 лет до н.э. Походы Тутмоса III в Азию
2600 год до н.э. Объединение Южного и Северного Египта
1500 год до н.э. Постройка пирамиды Хеопса

5. Решение познавательных задач.
Не всегда считается приличным надеть два головных убора на одну голову, но один египтянин именно так и поступил. Чем был вызван этот поступок, и кем был этот египтянин?

В Древнем Египте «страну мертвых» часто называли Аметис. В переводе это слово означает «запад». Чем объяснить подобное название?
Тема № 16. Шумер и Аккад.
Цели урока: познакомить учащихся с цивилизацией Передней Азии; развивать умение сравнивать природные условия и занятия жителей Месопотамии и Древнего Египта; воспитывать любовь к своей малой Родине.
Основное содержание: Понятие «Передняя Азия». Междуречье. Клинопись.
Термины и понятия: зиккурат, клинопись, деспотия.
Оборудование урока: карта «Передняя Азия».
План урока: 1.Особенности географического положения Междуречья.
2.Письменность.
3.Боги и герои Древней Месопотамии.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Особенности географического положения Междуречья.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы начинаем изучать новые государства, которые территориально были близки к Древнему Египту, поэтому удобны для сравнения.
Работа по карте.
Учитель показывает на карте территорию нового государства, дети отмечают ее на контурных картах.
Работа с источником.
Чтение текста учителем, работа по вопросам к нему.
Подведение итога: реки давали жизнь, но, в отличие от Египта, их разливы были непредсказуемы. Города шумеров называют город-государство. В каждом таком городе был правитель, издавались законы, была своя казна и войско. Шумеры занимались земледелием, строительством, ремеслом. Природного сырья было мало, практически все приходилось привозить издалека.
Работа по учебнику.
Задание классу: используя карту в учебнике на с.67, расскажите, откуда и какие материалы привозили шумеры.
3.Письменность.
Работа с иллюстрациями учебника.
Задание: рассмотрите в учебнике глиняные таблички и ответьте на вопросы.
-Чем шумерская клинопись отличалась от египетских иероглифов?
-Как клинописные знаки связаны с материалом для письма?
Комментированное чтение рубрики «Для любознательных».
4.Боги и герои Древней Месопотамии.
Самостоятельная работа с текстом учебника «Боги Шумера и Аккада». Чтение учебника и ответы на вопрос учителя:
-Как вы думаете, что общего и чем отличаются боги Египта и Шумера?
5.Словарная работа.
6.Итог урока.
-Какой материал урока вас заинтересовал больше всего?
-Какое государство Египет или Междуречье вам понравилось больше?
Комментированное д/з п.14.


























Тема № 17. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Урок – лабораторно-практическое занятие на основе групповой работы.
Цели: сформировать представление о Древнем Вавилоне как государстве, основанном на силе закона; развивать умение работать с документом; воспитывать у детей ответственность перед законом.
Основное содержание: Вавилонское общество. Законы Хаммурапи. Что такое закон и зачем его изучать. Закон – источник знаний о древних людях.
Основные понятия и термины: закон.
Личность в истории: Хаммурапи.
Оборудование урока: карта «Передняя Азия в древности».
План урока: 1. Проверка знаний.
2.Работа над понятием.
3.Вавилонское царство и его расцвет.
4.Личность в истории Хаммурапи.
5.Находка «Законов Хаммурапи».
6.Итог урока.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Проверка знаний – устный опрос.
Покажите на карте территорию Междуречья. Какие современные государства расположены здесь? Сравните природные условия Месопотамии и древнего Египта. Что общего вы в них находите? Чем занимались жители Междуречья?
2.Работа над понятием «закон».
Ребята, мы с вами можем сейчас закончить урок и выйти погулять на улицу? Нет. А почему? Это не положено, существуют определенные правила, по которым работает школа. По таким же правилам живет и каждая страна. Ведь люди, ее населяющие, покупают дома и автомашины, вступают в брак, уезжают за границу и возвращаются оттуда. Порой, к сожалению, совершают преступления, за которые должны быть наказаны. Так появилась необходимость в создании законов, по которым должны жить люди в любой стране.
Закон – это строгое, непререкаемое предписание, веление, обязательное к исполнению всеми гражданами данного государства.
3.Вавилонское царство и его расцвет.
На сегодняшнем уроке мы будем знакомиться с государством, которое впервые дало нам первый свод записанных законов. Эта страна – Вавилония. Она существовала с начала второго тысячелетия до 539 г. до н.э. на юге Месопотамии (на юге современного Ирака). Расцвет Вавилонии пришелся на период царствования Хаммурапи, при котором страна достигла наибольших размеров. Хаммурапи удалось завоевать весь Шумер и часть Северного Двуречья (по карте учитель показывает границы Вавилонии в период Хаммурапи).
4.Личность в истории Хаммурапи.
Хаммурапи – шестой царь первой династии Вавилонии, правил в 1792 – 1750 гг. до н.э. Он был выдающимся государственным деятелем, изворотливым и хитрым дипломатом, крупным полководцем, мудрым законодателем, расчетливым и умелым организатором. За 35 лет своего правления ему удалось создать обширную вавилонскую державу, раскинувшуюся по всей территории Месопотамии. Как и египетский фараон, вавилонский царь обладал неограниченной властью. Хаммурапи назначал правителей областей и городов, руководил войском, по его приказу проводились каналы. Однако в отличие от фараонов, вавилонский царь богом не назывался: он получал власть от бога и, управляя страной, выполнял их волю. Царь владел обширными землями, которые раздавал за государственную службу вельможам, сборщикам налогов, воинам, пастухам царских стад.
5.Находка «Законов Хаммурапи».
Знаменитый

 

 

 

Тест по обществознанию ( итоговый)

Утверждаю:

Директор школы:

/Жуков А.В./

 

План

проведения мероприятий, посвященных Году истории

п/п

мероприятие

сроки

ответственные

1.

Организация выставок по исторической тематике в соответствии с календарем знаменательных и памятных дат.

В течение года

библиотекарь

2.

Выпуск газет в соответствии с календарем знаменательных и памятных дат.

В течение года

пресса

3.

Информационные стенды в библиотеке «События, судьбы».

В течение года

библиотекарь

4.

Создание презентации «История школы».

октябрь

Чебатарева О.А.

5.

Праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы.

май

Чебатарева О.А., кл.рук.

6.

Участие в краевых конкурсах по журналистике и конкурсе исследовательских работ.

май

Учителя-предметники

7.

День знаний, посвященный Году истории и 75-летию Алтайского края.

1 сентября

Администрация

8.

Проведение Единого дня истории «И будет помнить вся Россия…»

7 сентября

Учитель истории

9.

Участие в конкурсе «Сибириада».

Ноябрь

Учителя-предметники

10.

Проведение Уроков мужества.

В течение года

Кл.рук., учитель истории

11.

Участие в творческом литературном конкурсе «Я живу на российской земле».

В течение года

Учителя-предметники

12.

Кл. часы, викторины, литературно-музыкальные композиции, фотоконкурсы по темам: «С чего начинается Родина?», «Добрые лица земляков» и т.д.

В течение года

Кл.рук., учителя-предметники