Меню

ЛИТЕРАТУРА

Тема «Никто не создан для войны».

Интегрированный урок истории и литературы

(для 9 и 11 классов)

Подготовительная работа к уроку заключается в следующем:

учащиеся 9 и 11 классов более тщательно знакомятся с повестью «Цинковые мальчики», делают выписки в рабочие тетради, повторяют итоги социально-экономического развития СССР в 1970-80 гг. (период «застоя»), читают В.Верестаева «Афганский дневник», А.Проханова «Рисунки баталиста», Ю.Сальникова «Кандагар», повторяют изученное об итогах развития Афганистана в указанный период.

Цели урока: формирование исследовательских навыков при работе с документальной повестью как с письменным историческим источником; знакомство с творчеством автора повести «Цинковые мальчики» С.Алексиевич; выработка собственной точки зрения на причины и события Афганской войны; выявление нравственных и психологических проблем героев произведения; воспитание гражданственности.

Оснащение урока:

- запись песни «Комбат» в исполнении группы «Любэ»;

- на доске плакат со словами:

Поговори со мной, трава,

Скажи мне, где берутся силы?

Меня ведь тоже так косили,

Что отлетела голова.

Казалось, нет нас – только пепел,

Но мы из этих страшных петель,

Как птица-феникс, поднялись.

- карта мира;

- изображение советского воина-десантника на фоне афганских гор.

 

Ход урока

Учитель истории. Все может родная земля: накормить хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может.

Поэтому защита родной земли – обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. Честь и слава всем, кто выполняет свой долг по защите рубежей Отечества. Но как часто за последние десятилетия армию использовали для удовлетворения политических амбиций руководства страны, и связанные присягой командиры и рядовые принимали смерть в самых дальних уголках планеты.

Одним из таких событий стала война в Афганистане, которая длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная, но почему-то в современных учебниках по истории ей отводится лишь пол страницы. И здесь нельзя не согласиться с мнением автора повести «Цинковые мальчики», которая писала, что только об этой войне мы знаем ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть, и не испугаться. А между тем эта война стоила нашему народу более 50 тысяч убитых, раненых и пропавших без вести. Этой цифре можно верить и не верить, потому что всем известно, как мы умеем считать. Погибших в Великую Отечественную еще сегодня считаем и хороним…

Учитель литературы. И поэтому на сегодняшнем уроке мы решили предоставить слово тем, кто эту войну прошел и остался жив. Итак, тема нашего интегрированного урока истории и литературы – «Никто не создан для войны» по повести С.Алексиевич «Цинковые мальчики».

Цели  нашего урока: выработать собственную точку зрения на причины и события афганской войны, выявить нравственные и психологические проблемы героев произведения.

По ходу урока учащиеся обоих классов делают записи в рабочие тетради по истории и литературе.

     Светлана Алексиевич – белорусская писательница, известная читателям таким произведением, как «У войны не женское лицо». Четыре мучительных года, как пишет автор, шла она обожженными километрами чужой боли и памяти. Записала сотни рассказов женщин-фронтовичек: медиков, связисток, саперов, стрелков, зенитчиц, политработников, кавалеристов, матросов, подпольщиц. Мнение читательниц было единодушным: «Эта книга страшная. Страшная своей правдой. Но именно эта правда и нужна».

Прошли десятилетия, и С.Алексиевич работает над новой повестью, в предисловии к которой пишет: «Наверное, у каждого из нас есть свой запас защиты от боли физической и психологической. Мой был исчерпан до конца книгой «У войны не женское лицо». Но вот я впервые на настоящей войне. Опять мой путь от человека к человеку, от документа к образу. Мой предмет исследования – история чувств, а не история войны. О чем люди думали? Чему радовались? Чего боялись? Что запомнили?»

Такую цель ставила перед собой писательница, начиная работать над книгой «Цинковые мальчики».

Учитель истории. Обратимся к истории войны. Попрошу учеников 9 класса, изучивших Новейшую историю зарубежных стран, дать краткую характеристику экономического, политического и культурного развития Афганистана в 1970-е годы. Ученики отвечают на вопросы, поставленные учителем:

-Что представлял собой Афганистан до середины 1970-х г.?

-Причины создания Народно-демократической партии Афганистана.

-Причины назревавшего кризиса в стране.

-Итоги восстания в апреле 1978 г. в Кабуле.

-Какие реформы пыталось провести новое правительство, причины их неудачи?

-Какое участие принимал Пакистан в военных действиях, начавшихся в Афганистане?

-Почему СССР ввел ограниченный контингент своих войск на территорию Афганистана?

-Какую оценку дал афганской войне съезд народных депутатов СССР 24 декабря 1989 года?

«Заслуживает морального и политического осуждения» - так открестились народные избранники, спустя 10 лет от решения, принятого Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежневым и его соратниками. Сегодня мы можем назвать имена тех, кто принимал участие в решении о вводе советских войск в Афганистане, кто стал организатором трагедии. Список окажется длинным, но фактом остается то, что ни один из этих деятелей не понес ответственности за принятое решение…

Даже некоторые члены Советского правительства узнали об этом из газет, не говоря уж обо всем народе.

Учитель литературы. КПСС всегда была партией двойной морали: одна – в лозунгах и на транспорантах, вторая – в секретных циркулярах и постановлениях. Тем, кого направляли в Афганистан, пытались внушить, что они должны выполнить интернациональный долг и защитить южные рубежи Родины. Обратимся к страницам повести. Что побуждало молодых людей к службе в Афганистане в этот период?

Ученики 11 класса работают с выписками в рабочих тетрадях и дают ответы на вопрос учителя. Зачитываются отрывки из повести, к примеру, воспоминания служащей Наталии Орловой: «Ехала сюда, думала: «Не успела на БАМ, на целину, повезло, есть Афган». Приводятся также строчки повести, в которых мать погибшего младшего лейтенанта Юры Головлева говорит: «Разве может Родина посылать на гибель лучших своих сыновей без великой идеи? Что же это за Родина?»

(«Комсомольская правда», 15 февраля 1990 г.)

Учитель литературы (подводя итог обсуждению вопроса).

Итак, идеологическое обоснование было найдено: воинов посылали в Афганистан для защиты южных границ и выполнения интернационального долга.

Учитель истории. Организаторов этой военной авантюры по поводу введения войск на территорию суверенной страны не смутило даже то, что этот шаг СССР вызвал широкую волну критики. Вывода советских войск потребовала Генеральная Ассамблея ООН. Многие страны бойкотировали Олимпиаду -80 в Москве. Война в Афганистане положила начало новому витку гонки ракетно-ядерных вооружений.

(ученикам 9 класса дается задание проанализировать воспоминания генерал-полковника Б.В.Громова, командующего Ограниченным контингентом советских войск в Афганистане.)

(Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. – М.: Просвещение, 1995, с.327.)

Учитель литературы. Итак, в Афганистан были введены советские войска. Обратимся к повести и проанализируем отношение афганского народа к советской помощи.

(ученики 11 класса размышляют вместе с героями повести «Цинковые мальчики», ученики 9 класса используют содержание ранее названных книг.)

Учитель истории. Подводя итог обсуждению, видимо, следует сказать о том, что афганский народ не желал тех изменений, которые несли ему советские специалисты и войска.

Теперь уместно будет дать характеристику социально-экономического, политического и культурного развития нашей страны в 1970-1980 гг.

Ученики обоих классов отвечают на вопросы учителя.

(В продолжение вывода) Поэтому не случайным кажется тот факт, что советские люди имели отдаленное представление о том, что солдаты Советской Армии делают в Афганистане. В обстановке лицемерия и лжи правда никому была не нужна. (Ученики подтверждают это выдержками из повести.)

И было лишь несколько политических деятелей, которые имели мужество выступить открыто против войны в Афганистане. Среди них А.Д.Сахаров. Обратимся к документам (Островский В.П. и др. История Отечества. –М: просвещение, 1992, с.229.)

Учитель литературы. (Читает слова, написанные на плакате: «И мы из этих страшных петель, как птица-феникс, поднялись»).

Перед нами «цинковые» мальчики, солдаты Афганской войны, их обнаженные души. Кто-то смотрел на мир через розовые очки и был романтиком, кто-то ехал в Афганистан за видеомагнитофоном и дубленкой, все они разные, как и мы сегодня, но всех ребят, прошедших эту войну, объединяет общее чувство горечи, ненужности, ностальгии по войне, названное психологами «афганский синдром». Обратимся к мыслям, переживаниям героев повести и постараемся ответить на вопросы.

Слушание воспоминания Владимира Агапова («Комсомольская правда», 15 февраля, 1990).

Учитель истории. Из Афганистана летели самолеты с грузом «200», «черные тюльпаны», а народ в СССР жил своей жизнью, не желая знать больше, чем говорилось и писалось в газетах.

Учитель литературы. В одном из воспоминаний читаем: «И не говорите мне, что война эта кончилась. Летом дохнет горячей пылью, блеснет кольцо стоячей воды, русский запах сухих цветов…Как удар в висок… И это будет преследовать нас всю жизнь».Чтение стихотворения об Афганистане.

Учитель истории. Но прошло всего несколько лет, и началась другая война, чеченская. Но это уже тема другого урока. Так почему же у истории никто не хочет учиться? Кто понесет ответственность за «цинковых» мальчиков, что нужно сделать, чтобы больше не было на карте страны горячих точек? Эти вопросы множатся современной историей, и наш гражданский долг найти на них ответ.

Учитель литературы. Ребята, наш урок заканчивается. Своеобразным итогом нам хотелось бы видеть сочинение-размышление учеников 11 класса на тему «Афганистан болит в моей душе» (по страницам повести С.Алексиевич «Цинковые мальчики»), а для учеников 9 класса на тему: «Поговори со мной, солдат» ( по страницам прочитанных книг и материалам проведенного урока0. творческие работы пишутся дома и сдаются учителю.

Разработки уроков:

 

беседа по культуре речи